СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работа с одарёнными детьми как фактор повышения эффективности и качества образования в начальной школе в условиях ФГОС
Аннотация: В статье рассмотрены методы и приёмы работы с одарёнными детьми в условиях ФГОС. Ключевые слова: одарённые дети, творческий и интеллектуальный потенциал. Проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей сегодня чрезвычайно актуальна. Раскрытие и реализация способностей и талантов важны не только для отдельных одарённых детей, но в то же время они важны и для общества в целом. Одарённые дети – это потенциал страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные проблемы. В этом смысле работа с одарёнными детьми крайне необходима. В настоящее время существует две точки зрения: "Все дети одарены" и "Одарённые дети встречаются крайне редко". Сторонники одной из них считают, что при благоприятных условиях практически любой здоровый ребенок может быть развит до уровня одаренного. Кроме того, одарённость - это особое явление, и в этом случае акцент делается на поиске одарённых детей. Каких детей считать одаренными? Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество ума, определяющее способность к достижению более высоких и выдающихся результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими. Одарённые дети - это дети, которые были определены системой образования как дети, превосходящие по уровню интеллектуального развития других детей того же возраста. Дети, отнесенные к категории одарённых, поступают в начальную школу. Они превосходят большинство по интеллектуальным, творческим и проявляющимся способностям, у них преобладают активные и не насыщаемые познавательные потребности, они испытывают радость от умственного труда. Их отличает умение формулировать свои мысли и демонстрировать способность применять знания на практике. Для них характерно острое восприятие окружающего мира, способность концентрироваться на нескольких видах деятельности одновременно, высокий порог восприятия и длительная концентрация внимания. Исходя из этого, выявление одарённых детей и развитие их одарённости должно начинаться уже на ранних этапах обучения. Работа с одарёнными детьми - одно из приоритетных направлений в работе. В школах должна быть выстроена система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и внеурочной деятельности. Выявление одарённых детей и организация систематической работы - одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Поэтому выявлять одарённых детей необходимо уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, языка, памяти, логического мышления, общения с родителями и т.д. Младший школьный возраст – это период поглощения, накопления и усвоения знаний, то есть поддержание и развитие одарённого образования является важнейшей задачей общества. Главная задача учителей начальной школы - способствовать развитию каждой личности. Поэтому, хотя важно определить уровень способностей детей и их разнообразие, не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей ярко выражена потребность в исследовательской и поисковой деятельности. Это одно из условий, позволяющих ученикам погрузиться в творческий процесс обучения и развить стремление к познанию, открытиям, активному умственному труду и самопознанию. В образовательном процессе развитие одарённого ребенка – это развитие его потенциала внутренней активности, то есть способности быть автором, творцом и активным созидателем собственной жизни, ставить цели и находить пути их достижения, иметь свободу выбора и ответственность за них, максимально использовать свои способности следует рассматривать как развитие. Поэтому методы и формы работы педагога должны способствовать решению поставленных задач. Для данной категории детей желательны такие методы работы, как: - классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; - консультирование по возникшей проблеме; - дискуссия; - игры. Очень важны: - предметные олимпиады; - интеллектуальные марафоны; - различные конкурсы и викторины; - словесные игры и забавы; - проекты по различной тематике; - индивидуальные творческие задания. Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: - выявление одаренных детей; - развитие творческих способностей на уроках; - развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа); - создание условий для всестороннего развития одаренных детей. - работа с родителями одаренных детей. Работу с одарёнными учениками можно начинать с диагностики их одарённости. Для этого надо наблюдать за учениками на уроках и во время внеклассных мероприятий. Это позволяет выявить склонности, способности и интересы учеников. Важным аспектом работы с одарёнными учениками является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития. Успешность обучения таких учеников во многом зависит оттого, как построено обучение. Чтобы мотивировать их, используются следующие приёмы: - Рейтинг ученика. - Почетные места в классе; - Классный час по самоопределению; - Разработка портфолио и последующая презентация. На этом этапе организуются классные и внеклассные мероприятия, позволяющие детям реализовать свой потенциал в различных сферах деятельности и развивающие творческие и познавательные способности учеников. Весь образовательный процесс и его психологическое сопровождение строятся с учётом индивидуальных особенностей ребенка и закладывают основу для поддержки, развития его способностей и реализации его потенциала. Учитывая психологические особенности одарённых детей, крайне важно создавать на уроках ситуации познавательного затруднения. Этот прием позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, что в свою очередь дает возможность творчески приобретать знания, умения и навыки, развивать мыслительные способности. Одной из форм совместной работы с одаренными детьми является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации их личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний. Использование разнообразных методов работы – наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой - помогает дифференцировать обучение и максимально использовать личностный подход. Большое внимание уделяется дискуссиям, групповым обсуждениям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию в различных контекстах. Уроки-исследования позволяют решать серьезные проблемы и исследовательские задачи, а жажда "познать тайну" превращает ребенка в "исследователя". Успешное выполнение таких заданий формирует "интеллектуальное" удовольствие, положительную эмоцию. Использование дидактических игр дает возможность развивать произвольность психических процессов, таких как внимание и память, а также находчивость, смекалку и сообразительность. Творческие задания, занимательные эксперименты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку и чтению используются для поддержания интереса к предмету и развития природных способностей учащихся. Конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, мозговые штурмы, задания на логическое исследование и нестандартные задачи используются для того, чтобы каждый мог проявить свои способности. Одним из новых подходов к обучению одарённых в школе является проективный метод. Этот метод используется на разных этапах обучения, при работе с учениками и с материалом различной сложности. Метод адаптирован к особенностям практически всех учебных предметов и в этом отношении обладает универсальными характеристиками. В процессе обучения одарённых учеников принципиально важным является использование информационно-коммуникационных технологий на всех этапах учебного процесса (например, при изучении нового материала, запоминании, повторении и управлении). Такие технологии широко распространены в начальной школе и успешно используются на всех предметах. Всё выше перечисленное - лишь краткое описание методов и приёмов работы с одаренными детьми. Несомненно, работа с одарёнными детьми сложна, но богата развивающими идеями не только для учеников, но и для учителей и родителей. Грамотно организованная и систематически проводимая работа по развитию одаренности повышает стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает их творческие и проектно-исследовательские способности. Важно, чтобы занятия с одаренными детьми активизировали и поддерживали самостоятельность, смелость отходить от общепринятых шаблонов и искать новые решения. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества. Список литературы: 1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. – Казань, 2007. 2. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
© 2024, Миняева Светлана Игоревна 141