СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с родителями гиперактивного ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родители гиперактивных детей часто испытывают ог­ромные трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них приходится по душе поведение ребенка в обществен­ных местах и дома. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату. Порой родители просто приходят в отчаяние: «Я не знаю, что мне с ним делать! Сил моих больше нет!» - с отчаянием восклица­ет мама такого ребенка, придя на прием к психологу. Ко­нечно же, можно ее понять и ей посочувствовать. Родите­ли гиперактивного ребенка нередко с опасением относятся к детскому саду или школе. Они уже заранее пережива­ют: вот сейчас выйдет воспитатель (или учитель) и нач­нет «распекать» их чадо. Услышав первые же замечания педагога, мамы и папы либо начинают отчаянно защищать­ся, либо стоят с поникшей головой, будто ругают их самих. После такой «прелюдии», они, как правило, встречают вы­бегающего им навстречу ребенка упреками и нотациями. Педагог, присутствующий при этой «теплой» встрече, тоже очень неловко себя чувствует и даже сожалеет о том, что стал причиной ссоры.

Знакомая картина, не правда ли? На самом деле впол­не можно научиться избегать подобных ситуаций. Для это­го, прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ре­бенок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они. И никаких оснований для того, чтобы испы­тывать чувство вины, у них нет.

Уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребенка, а принимают его, поможет и им самим лучше понять и принять сына или дочь. Если учи­тель или воспитатель встретят родителей не жалобами, а позитивной информацией, то на смену напряженному состо­янию придет чувство гордости, радости. И увидев бегущего к ним ребенка, родители встретят его не упреками, а нежно­стью и улыбкой.

Существует многократно проверенный в детском саду и в начальной школе метод, способствующий снятию на­пряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками-переписками». В конце дня пе­дагог записывает информацию о ребенке на заранее подго­товленной картонной карточке. При этом должно выпол­няться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Например, если родители знают, что, когда читают вслух книгу, Саша с трудом высиживает 3 ми­нуты, а сегодня он слушал воспитателя в течение 10 минут, то это обязательно надо отметить в карточке:

Сегодня, 18. 11, Саша слушал сказку «Красная шапочка» в течение 10 минут.

Вечером родители Саши в присутствии всех членов се­мьи могут отметить это небольшое достижение ребенка, повы­сив его самооценку и уровень мотивации к обучению. По сво­ему усмотрению взрослые могут поощрить ребенка прогулкой в парк, совместным просмотром телепередачи, любимой игрой.

Если же ребенок спокойно слушал всего лишь 2 ми­нуты, а потом мешал остальным, воспитатель пишет: Саша слушал сказку «Красная шапочка» 2 минуты.Таким образом, родители получают позитивную инфор­мацию и делают сразу несколько выводов:

  1. Ребенка никто не ругает.
  2. В группе читали сказку «Красная шапочка».
  3. Ребенок не дослушал сказку, значит, необходимо про­читать ее дома.

Ребенок же, если по его просьбе зачитают инфор­мацию с карточки, останется уверен, что ничего плохого он не сделал, а воспитатель по-прежнему любит и пони­мает его.

Кроме того, родители, помня о необходимости почи­тать ребенку книгу, вечером дополнительно позанимаются с ним дома. Ребенок, в свою очередь, получит необходимую «дозу» родительского внимания, которого он иногда вынуж­ден добиваться капризами, истериками и т.д.

Затем родители должны заполнить свою часть карточ­ки, также записав, чем ребенок занимался вечером дома, когда лег спать.

18. 11 вечером Саша слушал, как папа читал ему сказку "Красная шапочка", после чего сделал рисунок к сказке. Во время рисования он вмес­те с папой пересказал услышанное. Смотрел передачу "Спокойной ночи, малыши" 15 минут, играл с братом в конструктор "Лего" 30 минут. Спать лег в 23 часа.Воспитатель или учитель, получив утром новую инфор­мацию о ребенке, тоже могут сделать определенные выводы:

  1. Учебный материал, который давался детям накануне, Сашей усвоен.
  2. Родители проявили внимание к ребенку.
  3. Саша, несмотря на высокую двигательную активность и импульсивность, смог играть с братом в течение 30 минут, значит, если повысить мотивацию ребенка, он способен взаимодействовать с другими детьми в те­чение довольно длительного времени.
  4. Саша лег спать поздно, в 23 часа, следовательно, мож­но ожидать от него сегодня в группе непредсказуе­мых поступков. Поэтому педагог должен заранее про­думать стратегию своих действий по отношению к ребенку.

Воспитатель или учитель по своему усмотрению так­же могут поощрить ребенка, опираясь на информацию, по­лученную от родителей. Перечень возможных наград педа­гог составляет заранее, узнав у ребенка о его предпочтениях (из рисунков и сочинений на тему «Я счастлив», «Я дово­лен», «Я мечтаю», «Когда я буду взрослым»).

Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в действиях взрослых, ребенок становится спокойнее и уве­реннее в своих силах. Кроме того, такая форма работы, как обмен карточками, способствует установлению взаимопони­мания и доверительных отношений между педагогом и родителями. Если же контакт с родителями затруднен, и мама или папа ребенка не хотят или не готовы принять информацию о нем, можно использовать наглядную форму работы. Например, размещение информации в уголке родителей. И в школе, и в детском саду можно сделать переносные альбо­мы-раскладушки, которые с успехом используются на роди­тельских собраниях. Возможен вариант и стационарно раз­мещенного стенда.

Конечно, для того чтобы заинтересовать родителей, при­влечь их внимание, материал необходимо подбирать доступ­ный, немногословный. Например, если педагога беспокоит поведение гиперактивных детей в группе или классе, он мо­жет разместить на стенде отдельные пункты из «Шпаргал­ки для взрослых», которые могут быть интерес­ны и полезны для родителей.

Гиперактивному ребенку требуется постоянная психоло­гическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поруче­ния, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет де­лать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Необходимо также позаботиться о рабочем месте ре­бенка. Оно должно быть тихим и спокойным - не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до кон­ца выслушана и осознана. Лучше заранее установить пра­вила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть кон­кретными, четкими и выполнимыми.

Нельзя принуждать ребенка просить прощения и да­вать обещания: «Я буду хорошо себя вести», «Я буду все­гда тебя слушаться». Можно, например, договориться с ре­бенком, что он «не будет пинать кошку» или «с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место». На отработку каж­дого из этих конкретных требований может уйти много времени (две-четыре недели и больше). Однако, не отра­ботав одного пункта, не переходите к следующему. Набери­тесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до кон­ца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.Если родители едут со своим ребенком в музей, театр или в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: «Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы ся­дем в автобус.» и т.д. Затем определенное количество по­лученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребе­нок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.

08.12.2017 08:58


Рекомендуем курсы ПК и ПП