СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с «трудными подростками» в детском объединении «ОБЛИК»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с «трудными подростками» в детском объединении «ОБЛИК» МБОУДОДЦДТ п. Маго

Наверное, если Вас спросят, какими Вы хотели бы видеть своих учеников, Вы перечислите такие качества как образованность, честность, самостоятельность, порядочность, скажете, что хотите гордиться ими.

Но, вместе с тем, если попросить любого опытного преподавателя вспомнить самые яркие события или случаи из его педагогической практики, он, как правило, вспомнит не процент отличников, а совсем другое. Например, сложные отношения с «трудным» учеником; непростой процесс завоевания доверия у «трудной» группы; рассказы ребят о своих проблемах; реальную помощь кому-то из родителей и т.д.

Выражение «трудные дети» очень часто встречается в обиходе. Трудные дети – это отдельная группа общества, чьи нормы отличаются от общественных. Сам термин впервые появился в довоенное время, не в науке, а в обыденной жизни. В настоящее время встречается в словарях педагогики и психологии. Удачен ли термин? До сих пор по этому вопросу ведутся споры, так как многие ученые считают его оскорбительным по отношению к учащимся и их родителям. Поэтому современная педагогика термин «трудные дети» заменяет словами «дети группы риска». Однако, как бы мы не называли эту группу детей, она существует в обществе, принося проблемы, и не становится малочисленнее.

Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения, нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психического заболевания.

Отклоняющееся поведение у подростков - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Отклоняющееся поведение у подростков часто возникает как проявление острого кризиса переходного возраста.

Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения.

Новое время порождает и новые проблемы, особенно в сельской местности. Сколько бы ни старались власти облегчить жизнь сельского жителя, он всегда отстаёт от стремительного бега времени. Материальная нестабильность большинства семей усугубляет и без того трудное положение подростка, поставленного – нет, ещё не перед будущим – перед настоящим. С его огромным потоком информации, с пропагандой насилия и жестокости, проповедью лёгкой жизни за легкие деньги. Это видим и мы, взрослые, но мы-то можем отсеять вредоносную информацию, а подросток, как губка, впитывает всё. Ведь дети восприимчивы к яркому, впечатлительны и открыты всему новому. А сельские подростки – тем более, потому что многие живут и взрослеют в однообразии деревенского быта. Удалённость от социокультурных учреждений, низкий уровень культурно-досуговой работы, закрытость и обособленность только осложняют положение. Это уже не только педагогические, но и социальные проблемы.

Частичным решением этой проблемы является реализация программы «Облик».

Образовательная программа «Облик» является модифицированной разработанной на основе авторских программ «Облик» Н.Щербаковой, «Я – Лидер!» Валеевой Д.Р. и имеет социально-педагогическую направленность.

Программа предназначена для работы с учащимися среднего и старшего подросткового возраста 12-18 лет. По срокам реализации программа долгосрочная - 5 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, а также опекаемым детям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Цель программы - Создание условий для социального становления личности через овладение основами психологии, участие в коллективно творческих делах, позволяющих ребёнку самоутвердиться, максимально развивать свои интересы и способности.

Содержание программы состоит из разделов, которые взаимосвязаны между собой:

Психологическое просвещение - Раздел представлен в форме мини-лекций, сообщающих в доступной форме о тех или иных психологических закономерностях свойственных людям вообще, что может снять тревогу подростков без прямого обсуждения его собственных переживаний, повысить уверенность в себе.

Общение - Этот раздел направлен на знакомство учащихся с базовыми навыками общения, с понятиями активного слушания, с этапами разговора. Ведь от уровня владения навыками общения зависит успех профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого

Этика - В основе этого раздела лежит творческая игровая деятельность. Дети познакомятся с правилами вежливости. С правилами общественных норм поведения, что позволит им чувствовать себя, если не комфортно, то хотя бы уверенно.

Творческая лаборатория - Этот раздел программы дает представление о том, чему ребята смогли научиться в ходе реализации данной программы, Раздел предусматривает разработку и создание интересного и нового способа проведения КТД. Здесь предполагается, что подростки будут выступать в роли организаторов, ведущих, исполнителей и оформителей тех мероприятий, которые они сами и разработали.

Индивидуальное консультирование. В данный раздел входит работа по индивидуальной психологический поддержке подростков и их родителей. Консультирование основывается на разговорной терапии, что служит средством для устранения нарушений психологического здоровья ребят.

По мнению В. Сухомлинского «Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще всего потому, что его не учат делать хорошее».

Я верю – каждый ребенок талантлив! Но талантлив по-своему. Моя задача помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть. Всегда верить в каждого ребенка, находить в нем сильные положительные стороны, отмечать и поощрять даже самые маленькие успехи, дорожить его доверием.

Непременным условием социализации подростка является общение со сверстниками. Исследованиями установлено, что приобретение социального опыта зависит от того, какие межличностные отношения складываются во всех конкретных малых группах, в которые он входит.

Я стараюсь максимально решать задачу обеспечения комфортных условий жизни подростков в стенах центра детского творчества, наполняя их жизнь событиями, в которых они получают социально-психологический опыт, качественно усваивают жизненно необходимые социальные нормы. Я акцентирую внимание на то, что ребенок живет «здесь и теперь», вступает в многообразные контакты со сверстниками, взрослыми, обменивается информацией, планирует и реализует необходимые для удовлетворения своих потребностей персональные социальные проекты. И от того, каково их качество, продуктивность и совершенство, зависит его физическое, эмоциональное самочувствие. Это приводит к улучшению качества жизни –не кого-то другого – своей.

Самой эффективной формой работы для меня лично является индивидуальное консультирование — это работа, направленная на одного подростка при отсутствии посторонних

Более того, в условиях центра детского творчества, в отличие от школы, отсутствует один из важных факторов снижения качества жизни – самоощущение неудачника в процессе учебной деятельности подростка, при его выраженной неуспешности и ситуации невыгодного для его самовосприятия оценивания взрослыми. Не отягощенные грузом сформированного за годы обучения имиджа неудачника в учебной деятельности подростки общаются «на равных». Следовательно, есть возможность предоставить ребенку шанс «переписать» свою персональную историю, предоставив право выбора и включив его в новые для него виды деятельности.

Именно поэтому я стараюсь особое внимание уделять вовлечению в разнообразную интересную и полезную деятельность.

Они чествуют ветеранов Великой Отечественной Войны и Тружеников тыла, помогают им на приусадебных участках.

На протяжении многих лет ухаживают за могилами ветеранов Великой Отечественной Войны

Ну и конечно участвуют в поведении различных мероприятий: «День Матери», «Новый год, 23 февраля, 8 марта.

Каждое лето подростки работают на детской бирже труда

Вместе со взрослыми ребята построили каток, теперь там проводятся соревнования по хоккею не только между командами посёлка, но и на межрайонном уровне.

Родители сопричастны ко всем процессам, происходящим в жизни объединения: днях открытых дверей, спортивных соревнованиях и многих других мероприятиях, оказывают помощь в организации и проведении всех этих мероприятий. Мы вместе работаем! Вместе отдыхаем! Вместе обустраиваем жизнь!

В результате освоения программы «Облик» обучающиеся приобретают знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе, обретают способность управлять текущими событиями. Некоторые из них выбирают профессии, связанные с педагогикой и социальной работой.

16.04.2016 04:49


Рекомендуем курсы ПК и ПП