СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работа учителя-логопеда в условиях образовательной школы
Работа учителя-логопеда в условиях общеобразовательной школы
Способность овладения языком является у человека врожденной, но для формирования полноценной речи, ребёнку необходима благоприятная речевая среда. В становлении речи все дети проходят одни и те же этапы, но индивидуальные особенности каждого ребенка накладывают свой отпечаток на картину его речевого развития и могут вызывать отклонения. Эти отклонения чаще всего касаются того возраста, в котором у него возникают те или иные речевые возможности. Мотивируя ребенка к диалоговой речи в раннем возрасте, получая от него, элементарные речевые ответы характерные для младенцев, мы тем самым являемся мощным двигателем речевого развития. Однако так происходит не всегда. Оставляя детей у мониторов телевизоров и компьютеров, умиляясь тому, что наш двухгодовалый ребёнок сам находит мультфильмы в сети Интернет и, казалось бы, с восторгом смотрит и понимает смысл увиденного, тем самым мы создаем иллюзию успешности и социализации маленького человека. При этом ребенок не имеет опыта речевого общения, умения вести диалог, преобразовывать слова - тем самым словарный запас его остается на примитивном уровне. Слыша изо дня в день искусственно насыщенную ошибками речь любимых героев, невольно сам начинает им подрожать.
Казалось бы, самое простое, на первый взгляд нарушение звукопроизношения, может сформировать у ребенка отрицательное отношение к занятиям в школе, непонимание среди сверстников, страх перед ответом, нежелании учиться, иногда даже может привести и к нервному расстройству. Из успешного дома, ребенок становится замкнутым, злым, раздраженным. Грамотная коррекция звукопроизношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и коррегирует у ребенка отклонения в развитии некоторых психологических функций: внимания, слухового восприятия, памяти, самоконтроля.
Нарушения речи многообразны. Существует несколько подходов к анализу речевых нарушений. При этом первостепенное значение приобретает анализ того, какие компоненты языковой системы, данные нарушения затрагивают. Смотрим, распространяется ли дефект на один компонент – фонематический, при котором отмечается преимущественно неправильное произношение звуков (фонем) - фонетическое недоразвитие, или затрагивает еще и фонематическое недоразвитие, когда нарушается не только устная речь, но также чтение и письмо. Может иметь место недоразвитие всей речевой системы – общее недоразвитие речи, в которое входят нарушения произношение и различение звуков, словарного запаса и грамматического строя.
Ребенок – логопат с трудом осваивает навыки чтения и письма, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество дисграфических ошибок. Адаптируя ребенка к школе, мы должны четко помнить, что в первом классе чтение - это предмет изучения, а в последующем - средство обучения. Зачастую родители эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребенок над книгой, обливается слезами, и испытывает к ней тихую ненависть. А причина кроется далеко не на поверхности. Прежде чем заставлять ребенка больше читать, нужно выяснить, в чем исходит причина трудностей. Одна из основных причин – недостаточная сформированность умения узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками, произносить звуки в указанном порядке в виде созвучей, слогов, слов, предложений. Логопед решает эту проблему следующим образом: развивает у ребенка способность декорировать написанное в буквы; буквы в созвучие, созвучие в слог, слог в слово. Эти технические операции, на первом этапе коррекционной работы, поглощают всё внимание ученика, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, внимание ребенка концентрируется на понимании смысла прочитанного. Все названные умения формируются поэтапно во времени. На каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребенок овладеет всеми умениями текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определенного уровня их автоматизации.
© 2018, Степина Татьяна Александровна 384