СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа учителя с детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность.

Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:

  • Поэтапное разъяснение заданий;
  • Последовательное выполнение заданий;
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.
  • Перемена видов деятельности:
  • Чередование занятий и физминуток;
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
  • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
  • Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;
  • Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • Оценка переделанных работ;

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности. В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи. Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного. С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

  1. индивидуальный подход;
  2. предотвращение наступления утомляемости;
  3. активизация познавательной деятельности;
  4. проведение подготовительных занятий;
  5. обогащение знаниями об окружающем мире;
  6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  7. проявление педагогического такта.

Задачи обучения русскому языку и литературе детей с ОВЗ:

  • организовать освоение знаний об устройстве и функционировании языка, овладение основными нормами современного русского литературного языка, формирование умения пользоваться его стилистическими ресурсами, способствовать интенсивному развитию речемыслительных, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника;
  • дать учащимся представление о роли языка и литературы в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
  • развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению литературных норм языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  • формировать и совершенствовать литературного развития учащихся.

Решаемые задачи позволяют достичь следующих целей:

  • обеспечение языкового развития обучающихся с ОВЗ;
  • обеспечение развития обучающихся с ОВЗ в области литературы;
  • овладение учащимися с ОВЗ видами речевой деятельности.

Новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.

Коррекционно-развивающие задачи для детей с ОВЗ:

  • использовать процесс обучения русскому языку и литературе для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
  • воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Образовательно-коррекционные:

  • формирование правильного понимания и отношения к языковедческим законам;
  • овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные лингвистические знания в повседневной жизни; развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Воспитательно-коррекционные:

  • формирование у обучающихся качества творчески думающей и легко адаптирующейся личности;
  • формирование здорового образа жизни;
  • воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Коррекционно-развивающие:

  • развитие и коррекция познавательной деятельности;
  • развитие и коррекция устной и письменной речи;
  • развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках русского языка;
  • повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания;
  • повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления;
  • развитие приёмов учебной деятельности.

Организация работы с детьми с ОВЗ

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

1

Выявление детей с ОВЗ. Составление базы данных детей с ОВЗ по русскому языку и литературе.

Сентябрь

2

Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов особенностей: интеллектуальных, академических, творческих, художественных и т.д.

Сентябрь

3

Создание базы данных детей с ОВЗ.

Сентябрь

4

Проведение работы с родителями детей с ОВЗ. Беседы с родителями на тему «Как развивать ребенка в условиях ОВЗ?»

В течение года

5

Организация индивидуальной и дифференцированной работы с детьми на уроках русского языка и литературы.

В течение года

6

Создание методической копилки (тесты, карточки для работы, задания различной трудности по русскому языку и литературе).

В течение года

7

Использование в занятиях различных современных средств информации: интернета, электронных энциклопедий, интерактивных приложений.

В течение года

8

Консультационная работа на уроке и во внеурочное время.

В течение года

9

Творческие задания, доклады, проекты.

В течение года

10

Работа в Интернете по поиску и использованию информации при выполнении домашних заданий.

В течение года

11

Дополнительные занятия с детьми с ОВЗ во внеурочной деятельности.

В течение года

12

Занятия по составленному плану 3 раза в месяц

В течение года

13

Расширение банка методической литературы по работе с детьми с ОВЗ.

В течение года

31.01.2022 11:49


Рекомендуем курсы ПК и ПП