СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность.
Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности. В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.
Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи. Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного. С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
Задачи обучения русскому языку и литературе детей с ОВЗ:
Решаемые задачи позволяют достичь следующих целей:
Новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.
Коррекционно-развивающие задачи для детей с ОВЗ:
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Образовательно-коррекционные:
Воспитательно-коррекционные:
Коррекционно-развивающие:
Организация работы с детьми с ОВЗ
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
1 |
Выявление детей с ОВЗ. Составление базы данных детей с ОВЗ по русскому языку и литературе. |
Сентябрь |
2 |
Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов особенностей: интеллектуальных, академических, творческих, художественных и т.д. |
Сентябрь |
3 |
Создание базы данных детей с ОВЗ. |
Сентябрь |
4 |
Проведение работы с родителями детей с ОВЗ. Беседы с родителями на тему «Как развивать ребенка в условиях ОВЗ?» |
В течение года |
5 |
Организация индивидуальной и дифференцированной работы с детьми на уроках русского языка и литературы. |
В течение года |
6 |
Создание методической копилки (тесты, карточки для работы, задания различной трудности по русскому языку и литературе). |
В течение года |
7 |
Использование в занятиях различных современных средств информации: интернета, электронных энциклопедий, интерактивных приложений. |
В течение года |
8 |
Консультационная работа на уроке и во внеурочное время. |
В течение года |
9 |
Творческие задания, доклады, проекты. |
В течение года |
10 |
Работа в Интернете по поиску и использованию информации при выполнении домашних заданий. |
В течение года |
11 |
Дополнительные занятия с детьми с ОВЗ во внеурочной деятельности. |
В течение года |
12 |
Занятия по составленному плану 3 раза в месяц |
В течение года |
13 |
Расширение банка методической литературы по работе с детьми с ОВЗ. |
В течение года |
© 2022, Крупень Тамара Ивановна 157