СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работаю над темой: "Экологическое воспитание младших школьников на межпредметной основе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных задач современной школы, как и общества в целом является воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Исходя из направлений работы школы, приоритетным направлением своей работы я выбрала «Экологическое воспитание младших школьников на межпредметной основе».

Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, я использую различные формы работы в этом направлении.

Работая над экологическим воспитанием младших школьников, применяю современные направления развития: педагогические технологии; комплексные экскурсии; этические беседы; экологические сказки; дидактические и ролевые игры; творческую и практическую деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности.

Проблема экологического воспитания, над которой я работаю несколько лет, даёт широкие возможности для развития у детей экологических знаний. На уроках естествознания стараюсь давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. На протяжении нескольких лет строю обучение младших школьников по всем предметам, стремясь реализовать указанную систему экологических знаний. Это дает возможность выработать у детей соответствующие умения, включать их в посильные практические работы по охране родного края.

Межпредметный подход в экологическом образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов. Хорошие результаты в экологическом образовании и воспитании младших школьников на межпредметной основе были получены мною в процессе использования в практике обучения таких приемов и методов, как межпредметные задания и задачи, тестовые задачи по математике, выявления связей и пищевых цепей в природе, составление схем этих связей, решение проблемных задач и т.п.

В течении нескольких лет я собираю и активно использую различный материал экологического содержания: задачи, ситуации, упражнения.

При подборе материала руководствуюсь личным опытом работы в

коррекционной школе, наблюдениями за детьми в различных жизненных ситуациях, пользуюсь текстами из педагогической и художественной литературы. Необходимый материал нахожу в журналах «Начальная школа», «Юный натуралист», «Воспитание школьников», в произведениях авторов: Н. Сладкова, В. Бианки, Н. Носова и др.

Задания и упражнения отражают не только положительные, но и отрицательные примеры поведения человека в природе, наиболее типичные недостатки и нарушения, против которых следует бороться. Исходя из индивидуально – психологических особенностей моих учеников, прошу подготовить ответы на вопросы, выслушиваю каждого ребенка, если необходимо, разъясняю то, в чем они затрудняются.

Так на уроках математики использую экологические задачи, математические диктанты, экологические минутки.На уроках русского языка и литературного чтения использую такие задания и упражнения, как словесное рисование, мини – сочинения, рассказы – описания. Материал различается по сложности, что позволяет применять его в разных классах начальной школы.

На уроках литературного чтения учащиеся составляют рассказы на темы: «Путешествие капельки», «Снежинка на моей ладони», «Волшебный мир растений»

На уроках трудового обучения стараюсь активно вовлекать учащихся в посильные для них практические дела по охране окружающей среды. Таких дел очень много. Это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за комнатными цветами, подкормка птиц зимой, уборка мусора, сбор семян растений.

На уроках окружающего мира мы с учениками разработали правила по обеспечению экологической безопасности, которые часто дополняем и комментируем различными случаями из собственных наблюдений.

В процессе работы над темой я разработала серию интегрированных уроков на экологическую тему:

«Поможем птицам» - чтение, окружающий мир, труд. 1 класс.

«Зимующие птицы» - чтение, окружающий мир, труд. 2 класс.

«Пробуждение природы» - чтение, природоведение, труд. 3 класс.

«Берегите лес» урок – набат – природоведение, труд. 4 класс.

Также мною разработаны анкеты для учащихся и родителей по теме «Экология». Анкетирование провожу в начале и конце учебного года. Сравнивая результаты анкетирования учащихся 1 класса и их родителей, можно отметить, что к концу учебного года учащиеся обладают большей экологической воспитанностью, знают основные правила поведения в природе, владеют элементарными навыками экологической культуры. У учащихся сформированы первичные знания о единстве живой и неживой природы, о закономерностях природных явлений, о взаимодействиях природы, общества и человека. Дети стремятся к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Родители моих учеников стали чаще бывать с детьми на природе, больше времени и внимания уделять организации режима дня и здорового образа жизни своей семьи, оказывать помощь детям при выполнении творческих заданий на экологические темы.

12.06.2017 18:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!