СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательный компонент является одним из важнейших направлений реализации ФГОС. Сюда относится интеллектуальное воспитание, гражданско - патриотическое и духовно – нравственное воспитание. Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни [1, с. 55].

Духовно – нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа РФ [3, c.9].

Под духовно – нравственными ценностями понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека [3, c. 14].

Основная цель духовно – нравственного воспитательного процесса в школе – это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Школьная пора – хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно – нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:

- гуманные (дружелюбные) отношения между детьми

- бережливое отношение к природе

- трудолюбие и потребность в труде

1

- чувство долга, ответственности за свое поведение

- ориентация на гармоничную семейную жизнь

- самопознание и самовоспитание

- культура общения

На какой идеал ориентироваться школьникам сегодня? Концепция духовно – нравственного воспитания гласит, что необходимо стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который осознает ответственность за государство и воспринимает судьбу страны как собственную. Таким образом, можно определить основные духовные ценности школьников:

- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству)

- гражданственность (служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания)

- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие)

- труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость)

- природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание)

- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода)

Нравственность старшеклассников – одно из самых актуальных тем сегодня. Причины тому:

- утрата духовно – нравственных идеалов и ценностей в обществе

- проблематичность самоопределения и самореализации

Воспитывать гармоничную личность старшеклассников можно с помощью различных направлений работы:

- семейное воспитание

- организация волонтерской и благотворительной деятельности

- обсуждение вопросов веры и смысла жизни

- правильное отношение к труду

- финансовая грамотность

- воспитание здорового образа жизни

Можно использовать самые разнообразные формы работы: выпуск стенгазет, создание проектов, экскурсии, спектакли, просветительская работа.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть

2

различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка [2, c. 33]

Иностранный язык занимает особое место среди остальных предметов. В процессе изучения учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. В наши дни английский язык – это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур. Английский язык стал инструментом международного общения и общечеловеческого единения. В ходе изучения иностранного языка мы обсуждаем темы, которые позволяют соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Такие темы как: экологические проблемы, национальная культура, праздники, обычаи, проблемы семьи.

Работа в парах и группах является одним из главных методов, который направлен на духовно – нравственное воспитание учащихся на уроках английского языка. Здесь проходит обсуждение той или иной проблемы, и во взаимодействии с одноклассниками складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы является одним из приемов работы. И работа не заканчивается лишь одним обсуждением. Учащиеся выбирают лучшее решение проблемы, обосновывают свой выбор приводят аргументы.

Следующим эффективным приемом работы является ролевая игра. Она является формой коллективного взаимодействия. Но в отличие от групповой работы здесь каждый ученик несет индивидуальную ответственность за принятое решение, возможность анализировать, необходимость и эффективность той или иной модели поведения, нравственная направленность оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Игры на уроках английского языка можно и нужно использовать для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. М.Ф. Стронин в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на лексические, грамматические, фонетические, орфографические т творческие.

Также важную роль играют тематические уроки. На этих уроках дети приобщаются к духу и культуре народа – носителя языка. Чтобы учащиеся правильно восприняли культуру страны изучаемого языка, им необходимо предоставить знания о родной культуре, понятия о своей стране. В УМК «Spotlight» (В. Эванс, Дж. Дули) есть раздел «Spotlight on Russia» (Россия в фокусе), где учащиеся знакомятся с культурой страны изучаемого языка путем сравнения со своей страной. Это приводит к сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям.

Не последнюю роль играет проектная методика. После изучения каждого раздела учащимся предлагается выполнить проект на определенную тему. Все

3

участники проектов работают с интересом, творчески. Работа над проектом развивает не только творческие способности, но и способствует воспитанию чувства товарищества, толерантности, уважения друг к другу. Также развивает волю, внимательность, память и воображение. На уроках английского языка используются различные виды проектов: 1. Творческие, предполагающие соответствующее оформление результатов, деятельность участников намечается и развивается, подчиняясь принятой группой логике и интересам совместной деятельности. Результаты проекта могут быть представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздников, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы.

2. Исследовательские, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Данные проекты подчинены логике небольшого исследования и имеют соответствующую структуру. Участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути её решения, аргументируют актуальность исследования, обсуждают полученные результаты, делают выводы. 3. Ролево - игровые проекты - это практическое занятие, в основе которого лежат игровые элементы, насыщенные учебной деятельностью, в ходе которой коммуникативная деятельность учащихся максимально приближена к реальным условиям. Данные проекты имеют регламентированные правила, а также элементы соревнования, обязателен анализ итога проведенного мероприятия.

4. Информационные, направленные на сбор информации, ее анализ и обобщение. Они требуют хорошо продуманной структуры, а результатом проекта является статья, реферат, доклад. 5. Практико - ориентированные проекты, в которых определена доминирующая деятельность – прикладная, целями могут являться формирование профессионально-коммуникативной компетенции обучаемых, совершенствование межпредметных связей и отработка профессиональной лексики на английском языке.

В качестве проектов учащиеся описывают свои увлечения, создают школу своей мечты, составляют свою родословную, школьное расписание, меню, любимые рецепты.

Практически все учащиеся знакомы с информационными технологиями. К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

электронные энциклопедии и справочники,

тренажеры и программы тестирования,

образовательные ресурсы Интернета,

4

DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

видео и аудиотехника,

научно-исследовательские работы и проекты.

С помощью Интернета ученики делают презентации на такие темы, как «Здоровый образ жизни», «Защита окружающей среды», «Моя семья», «Мой родной город». Б. Ю. Щербаков рассматривает ИКТ как «наиболее перспективное» направление, интегративным составляющим обучения, поскольку оно изначально ориентировано по своей, как технологической, так и социокультурной сути, на свободное, в достаточной мере самостоятельное и ответственное проективно – гибкое обучение. Сегодня новые методики с использованием средств ИКТ противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Эта форма организации уроков является наиболее доступной для работы учителя и применения ее на уроках в российской школе. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. Урок с использованием ИКТ дает возможность проводить занятия с разноуровневыми учениками, давать им задания различной степени сложности, предлагать набор заданий и упражнений соответственно их способностям, обеспечивать 100% участия, сохраняя атмосферу доброжелательности, спокойствия.

Чтение аутентичных текстов также способствует духовно – нравственному развитию личности, ее идейному становлению, формирует вкус, прививает любовь к языку, развивает мотивационную сферу учащихся на уроках. Аутентичный текст - это текст, написанный для носителей языка носителями этого языка. Именно аутентичный текст передаёт все разнообразие иностранного языка. Работая с аутентичными текстами, учащиеся не просто выполняют то, что от них заранее ожидается, не просто работают над лексикой и грамматикой, но они с увлечением открывают для себя какие-то понятия, узнают многое об образе жизни в зарубежных странах. Такие тексты воспитывают толерантность к другой культуре.

5

Вывод

Подводя итог, хочется сказать, что изучение английского языка повышает духовно – нравственную культуру, развивает логическое мышление, оказывает большое влияние на память, расширяет кругозор и повышает общую культуру. Знание иностранного языка становится жизненной необходимостью. В современном обществе, в век информации и технологий требуются высококвалифицированные специалисты, способные решать сложные профессиональные задачи.

В наиболее выгодном положении при устройстве на работу находятся те специалисты, которые имеют знания не только собственной профессии, но и владеют ещё одним или несколькими иностранными языками. Знания иностранного языка помогут нам в чтении книг и газет на оригинальном языке, чтобы быть в курсе последних событий. На уроках происходит не только повышение мотивации изучения английского языка, но и успешное погружение учащихся в социокультурный мир страны изучаемого языка. Использование вышеуказанных методов обучения на практике способствует нравственно – эстетическому развитию, оказывает воздействие на духовное становление личности.

Духовно-нравственное воспитание гражданина своей страны и профессионала своей сферы через иноязычное образование не только возможно, но и совершенно необходимо в контексте потребности современного поликультурного общества в диалоге культур.

Список литературы:

  1. Аверкиева Г.В. Проблема формирования ценностных ориентаций современных школьников. - Архангельск, 2001. C. 55
  2. Агапов В.С. Концепция духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи А.С. Метелягина, [1950–2001 гг.: Отечеств. ученый-педагог] // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. М., 2001.C. 33.
  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М: Просвещение, 2009, с.14, с.9
  4. Умеренков С.Ю. Духовно-нравственное развитие будущего учителя иностранного языка, 2014
  5. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. М.: Логос, 2001.
  6. https://paidagogos.com/ Духовно-нравственное воспитание школьников, 2014
  7. https://урок.рф./использование икт на уроках английского языка

6

12.06.2019 01:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!