СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Раскрытие творческих способностей в музыкальных играх.
Гудкова Л.А.
Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных, чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.
В изучении музыкальности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.
Предлагаемые методические рекомендации диагностики музыкальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.
Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:
1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);
2) применимы для массового исследования;
3) дают сравнимые между собой результаты.
Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.
Мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления.
До предъявления музыкальных игр-тестов педагог должен установить доверительные отношения с ребёнком, используя "нейтрально-развлекательный" игровой материал и, лишь затем, вовлечь ребёнка в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что педагог должен убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.
При любом результате выполнения диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях.
При групповом обследовании детей педагогу будет необходима помощь ассистента. Здесь ещё раз следует отметить, что атмосфера во время тестирования должна быть спокойной, исключительно доброжелательной, психологически комфортной.
Практические диагностические тесты
1. Диагностика чувства темпа и метроритма
Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"
Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.
Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.
Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.
Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и ми четвёртой октавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.
В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).
После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.
Критерии оценки:
2. Тест - игра на изучение чувства ритма
"Ладошки"
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал
1. Детская песня "Дин-дон"
2. Детская песня "Петушок"
3. М. Красев "Ёлочка"
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.
Критерии оценки:
1.точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов -высокийуровень;
2.воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) -среднийуровень;
3.адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов -слабый уровень
4.неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса -низкий уровень.
3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)
"Гармонические загадки"
Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.
Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.
Критерии оценки:
"Повтори мелодию"
Цель:
Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.
Ребёнку предлагается:
Критерии оценки:
4. Диагностика чувства тембра
Тест - игра "Тембровые прятки"
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:
Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.
Критерии оценки:
5. Диагностика динамического чувства
Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо""
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.
Стимулирующий материал:
Ребёнку предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте-пиано" оценивается в 1 балл.
Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.
Критерии оценки:
6. Диагностика чувства музыкальной формы
Тест-игра "Незавершённая мелодия"
Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.
Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.
Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени.
Стимулирующий материал строится в следующем порядке:
1-я мелодия - не доигрывается последний такт;
2-я мелодия - доигрывается до конца;
3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;
4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы (из четырёх);
5-я мелодия - доигрывается до конца.
Критерии оценки:
7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест "Музыкальная палитра"
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.
Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:
1. "Утреннее размышление"
2. "Сладкая грёза"
3. "Баба-Яга"
4. "Болезнь куклы"
5. "Игра в лошадки"
Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;
2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;
3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.
Критерии оценки:
1.оригинальность(необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
2.детализация (разработанность) своей идеи или образа;
3.беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
4.гибкость,т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.
8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей
Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты.
1.Ты любишь музыку?
2.Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
3.Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
4.Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
5.Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
6.Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
7.Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
8.Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
9.Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
10.Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
11.Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:
Тест "Музыкальный магазин"
Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.
Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:
Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.
Критерии оценки:
9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка
Тест "Хочу дослушать"
Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания.Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.
Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?
Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:
Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор"
© 2015, Гудкова Лариса Александровна 1374