СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Расскажем о Николае Ивановиче Лобачевском

Нажмите, чтобы узнать подробности

Л. Д. Крюков. Портрет Н. И. Лобачевского (1839)

Николай Иванович Лобачевский

(20 ноября (1 декабря) 1772, Нижний Новгород – 12 (24) февраля 1856, Казань)

В бе­седе о Н. И. Лобачевском по предложенному сценарию участвуют три ученика и учитель.

*

Первый ученик. Великий русский геометр, творец неевклидовой геометрии Николай Иванович Лобачевский родился 20 нояб­ря 1772 г. в Нижегородской губернии, в бедной семье мелкого чиновника. Детство Николая Ивановича прошло в нужде и лишениях. Поступить в гимназию удалось лишь благодаря исключительной энер­гии матери Прасковьи Александровны. Четырнадцатилетним мальчиком Лобачевский становится студентом только что открытого Казанского университета. Однако, несмотря на рано про­явившиеся математические дарования, решение посвятить себя математике возникло у юноши не сразу: вначале он готовил себя к занятиям медициной. Но к 18 годам всё-таки выбрал математику.

Студенческие годы Н. И. Лобачевского наполнены не только горячим увлечением нау­кой и упорными научными занятиями; они полны и юношескими проказами, шалостями, в которых ярко проявился жизнерадостный характер. Он даже сидел в карцере за пускание ракеты в Казани в 11 часов вечера. Но, кроме этого, отмечали и более серьёзные проступки: «вольнодумство и мечтательное о себе само­мнение, упорство» и даже «возмутительные поступки…, оказывая которые в значительной степени явил признаки безбожия».

Учитель. За всё это Н. И. Лобачевского едва не исключили из университета. И только усиленные ходатайства казанских профессоров-математиков дали ему возможность окончить его. Дальнейшая карьера развивается стремительно: в 21 год Н. И. Лобачевский – адъюнкт, в 23 – экстраординарный профессор. В эти же годы он впервые подошёл к научному вопросу, ре­шение которого составило славу всей его жиз­ни – к вопросу об аксиоме параллельных.

В конце 1819 г. Н. И. Лобачевского избирают деканом. Одно­временно на него ложатся обязанности по приведению в порядок университетской биб­лиотеки, находившейся в невероятно хаотичном состоянии. Учёный становится членом строительного комитета по приведению в порядок старых и постройке новых университет­ских зданий. Фактически при нём в основном были построены новые здания Казанского уни­верситета. Увлечённый этими новыми своими обязанностями, тщательно изучает архитектуру как с инженерно-технической, так и с художественной стороны. Многие наиболее удачные в архитектурном отношении здания Казанского университета осуществлены по замыслу Н. И. Ло­бачевского. Это анатомический театр, библиоте­ка, обсерватория.

Второй ученик. Наконец, в 1827 г. Н. И. Лобачевский становится ректором уни­верситета и занимает этот пост 19 лет. Свои обязанности ректора он понимает очень широко: от руководства преподаванием и всей жизнью университета до личного участия во всех повсе­дневных университетских нуждах. Став ректо­ром, он ещё в течение нескольких лет выполнял обязанности университетского библиотекаря и сложил их лишь после того, как поставил библиотеку на надлежащую высоту. С энер­гией и энтузиазмом работает он на благо уни­верситета. Об этом говорят его действия во время двух трагических событий, обрушивших­ся на казанскую жизнь во время его ректорства. Первым из этих событий была эпидемия холе­ры 1830 г., свирепствовавшая в Поволжье и унёсшая многие тысячи жизней.

Когда холера достигла Казани, Н. И. Лоба­чевский сразу же предпринял решительные ме­ры: изолировал университет от всего осталь­ного города и превратил его как бы в крепость. Успех был блестящий – эпидемия прошла мимо университета. Самоотверженность Н. И. Лоба­чевского по борьбе с холерой произвела на всё тогдашнее общество столь большое впечатле­ние, что ему было выражено «высочайшее бла­говоление за усердие по предохранению уни­верситета и других учебных заведений от хо­леры».

Другим бедствием, разразившимся над Ка­занью, был страшный по своим опустошительным последствиям пожар 1842 г. Во время этого ужасного пожара, уничтожившего огром­ную часть города, Н. И. Лобачевский вновь проявил чудеса энергии и распорядительности при спасении от огня университетского иму­щества. Ему удалось сохранить библиотеку и астрономические инструменты.

Авторитет Н. И. Лобачевского в студенче­ской среде был чрезвычайно высок. Студенты любили Николая Ивановича, несмотря на стро­гость его как профессора и, в частности, как экзаменатора, несмотря на горячность, а иногда и резкость.

Учитель. Основная научная заслуга Н. И. Лобачевского заключается в том, что он впервые до конца усмотрел логическую недо­казуемость евклидовой аксиомы параллельных и сделал все свои основные математические выводы. Аксиома параллельных, как известно, гласит: в данной плоскости к данной прямой можно через данную, не лежащую на этой пря­мой, точку провести только одну параллельную прямую. В отличие от остальных аксиом элемен­тарной геометрии, аксиома параллельных не обладает свойством непосредственной очевид­ности, хотя бы уже по одному тому, что являет­ся высказыванием о всей бесконечной прямой в целом, тогда как в нашем опыте мы сталки­ваемся лишь с большими или меньшими «кусками» (отрезками) прямых. Поэтому на всём протяжении истории геометрии – от древ­ности до первой четверти прошлого века – были попытки доказать аксиому параллельных, т. е. вывести её из остальных аксиом геометрии. С таких попыток начал и Н. И. Лобачевский, принявший противоположное этой аксиоме до­пущение, что к данной прямой через данную точку можно провести по крайней мере две параллельные. Николай Иванович Лобачевский стремился привести это допущение к противоречию. Одна­ко по мере того, как он развёртывал из сделанного им допущения и совокупности остальных аксиом Евклида более и более длинную цепь следствий, ему становилось всё яснее, что никакого противоречия не только не полу­чается, но и не может получиться. Вместо противоречия Николай Иванович Лобачевский получил хоть и своеобразную, но логически совершен­но стройную и безупречную систему предложе­ний, систему, обладающую тем же логическим совершенством, что и обычная евклидова гео­метрия. Эта система предложений и составляет так называемую неевклидову геометрию, или геометрию Лобачевского.

Н. И. Лобачевский был первым, кто взглянул на математику как на опытную науку, а не как на абстрактную логическую схему. Он был пер­вым, кто ставил опыты для измерения суммы углов треугольника; первым, кто сумел отка­заться от тысячелетнего предрассудка априор­ности геометрических истин. Известно, что он любил часто повторять слова: «Оставьте тру­диться напрасно, стараясь извлечь из одного разума всю мудрость, спрашивайте природу, она хранит все тайны и на вопросы Ваши бу­дет Вам отвечать непременно и удовлетвори­тельно».

Значение самого факта создания неевклидо­вой геометрии для всей современной математики и естествознания колоссально. Английский математик Клиффорд, назвавший Николая Ивановича Лоба­чевского «Коперником геометрии», не преуве­личивал. Действительно, Н. И. Лобачевский разрушил догму «неподвижной, единственно истинной евклидовой геометрии» так же, как Коперник разрушил догму о неподвижной, со­ставляющей незыблемый центр Вселенной – Земле.

Третий ученик. С середины 40-х гг. со­вершенно внезапно для Н. И. Лобачевского наступает период бездействия. Основным собы­тием, принёсшим с собой этот трагический пе­релом в жизнь Николая Ивановича Лобачевского, стало увольнение его в 1846 г. с должности ректора. Произошло оно без желания Николая Ивано­вича и вопреки ходатайству совета универси­тета. Почти одновременно произошло и уволь­нение его от должности профессора математи­ки. Так что с весны 1847 г. почти за 10 лет до смерти Н. И. Лобачевский оказался отстра­нённым фактически от всех своих обязанностей.

Вполне понятно, что Н. И. Лобачевский, для которого работа на университетском поприще была большой и незаменимой частью жизни, воспринял отставку как тяжё­лый удар. Особенно горько было ему и потому, что это произошло в ту пору жизни, когда его творческая научная работа была в основном уже завершена и, следовательно, университет­ская деятельность становилась содержанием жизни. Если к этому прибавить исключитель­но активный характер Николая Ивановича Лобачевского и созданную десятилетиями привычку быть в организационных делах руководителем, а не рядовым участником, то размеры постигшей его катастрофы станут понятны. Личные трагедии дополнили горестную чашу: умер любимый сын, взрослый юноша, по свидетельству современников, во всём очень похо­жий на отца. От этого удара Николай Иванович Лобачевский никогда уже не смог оправиться. Нача­лась преждевременная старость с усиливавшимися признаками парадоксально раннего одряхления. Его здоровье быстро шло на убыль. Он стал терять зрение и к концу жизни совершенно ослеп. Последнее произведение «Пангеометрия» было им уже продиктовано. Разбитый жизнью, больной, слепой, он умер 24 февраля 1856 г.

Учитель. Потребовалось полвека для того, чтобы идеи Н. И. Лобачевского вошли в математическую науку, сделались неотъемлемой её частью и явились тем поворотным пунктом, который определил в значительной мере весь стиль математического мышления последующей эпохи и с которого, собственно, начинается русская математика.

Идеи Н. И. Лобачевского далеко опередили время. Из иностранных математиков лишь знаменитый Гаусс понял эти идеи. Но, владея ими, Гаусс никогда не заявлял об этом. Более того: ему принадлежит инициатива в единственной науч­ной почести, выпавшей на долю Лобачевского: по представлению Гаусса Н. И. Лобачевский был избран в 1842 г. членом-корреспондентом Геттингенского королевского общества наук.

Источник: Николаева Т. Н. Урок-беседа. (Расскажем о Николае Ивановиче Лобачевском) // Вечерняя средняя школа. – 1994. – № 6. – С. 52–54.

Гении и злодеи. Николай Лобачевский. 2001

https://www.youtube.com/watch?v=NPvYHpbpzGU

Категория: Литература
02.07.2017 20:32


© 2017 626

Рекомендуем курсы ПК и ПП