© 2017 626
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Л. Д. Крюков. Портрет Н. И. Лобачевского (1839)
Николай Иванович Лобачевский
(20 ноября (1 декабря) 1772, Нижний Новгород – 12 (24) февраля 1856, Казань)
В беседе о Н. И. Лобачевском по предложенному сценарию участвуют три ученика и учитель.
*
Первый ученик. Великий русский геометр, творец неевклидовой геометрии Николай Иванович Лобачевский родился 20 ноября 1772 г. в Нижегородской губернии, в бедной семье мелкого чиновника. Детство Николая Ивановича прошло в нужде и лишениях. Поступить в гимназию удалось лишь благодаря исключительной энергии матери Прасковьи Александровны. Четырнадцатилетним мальчиком Лобачевский становится студентом только что открытого Казанского университета. Однако, несмотря на рано проявившиеся математические дарования, решение посвятить себя математике возникло у юноши не сразу: вначале он готовил себя к занятиям медициной. Но к 18 годам всё-таки выбрал математику.
Студенческие годы Н. И. Лобачевского наполнены не только горячим увлечением наукой и упорными научными занятиями; они полны и юношескими проказами, шалостями, в которых ярко проявился жизнерадостный характер. Он даже сидел в карцере за пускание ракеты в Казани в 11 часов вечера. Но, кроме этого, отмечали и более серьёзные проступки: «вольнодумство и мечтательное о себе самомнение, упорство» и даже «возмутительные поступки…, оказывая которые в значительной степени явил признаки безбожия».
Учитель. За всё это Н. И. Лобачевского едва не исключили из университета. И только усиленные ходатайства казанских профессоров-математиков дали ему возможность окончить его. Дальнейшая карьера развивается стремительно: в 21 год Н. И. Лобачевский – адъюнкт, в 23 – экстраординарный профессор. В эти же годы он впервые подошёл к научному вопросу, решение которого составило славу всей его жизни – к вопросу об аксиоме параллельных.
В конце 1819 г. Н. И. Лобачевского избирают деканом. Одновременно на него ложатся обязанности по приведению в порядок университетской библиотеки, находившейся в невероятно хаотичном состоянии. Учёный становится членом строительного комитета по приведению в порядок старых и постройке новых университетских зданий. Фактически при нём в основном были построены новые здания Казанского университета. Увлечённый этими новыми своими обязанностями, тщательно изучает архитектуру как с инженерно-технической, так и с художественной стороны. Многие наиболее удачные в архитектурном отношении здания Казанского университета осуществлены по замыслу Н. И. Лобачевского. Это анатомический театр, библиотека, обсерватория.
Второй ученик. Наконец, в 1827 г. Н. И. Лобачевский становится ректором университета и занимает этот пост 19 лет. Свои обязанности ректора он понимает очень широко: от руководства преподаванием и всей жизнью университета до личного участия во всех повседневных университетских нуждах. Став ректором, он ещё в течение нескольких лет выполнял обязанности университетского библиотекаря и сложил их лишь после того, как поставил библиотеку на надлежащую высоту. С энергией и энтузиазмом работает он на благо университета. Об этом говорят его действия во время двух трагических событий, обрушившихся на казанскую жизнь во время его ректорства. Первым из этих событий была эпидемия холеры 1830 г., свирепствовавшая в Поволжье и унёсшая многие тысячи жизней.
Когда холера достигла Казани, Н. И. Лобачевский сразу же предпринял решительные меры: изолировал университет от всего остального города и превратил его как бы в крепость. Успех был блестящий – эпидемия прошла мимо университета. Самоотверженность Н. И. Лобачевского по борьбе с холерой произвела на всё тогдашнее общество столь большое впечатление, что ему было выражено «высочайшее благоволение за усердие по предохранению университета и других учебных заведений от холеры».
Другим бедствием, разразившимся над Казанью, был страшный по своим опустошительным последствиям пожар 1842 г. Во время этого ужасного пожара, уничтожившего огромную часть города, Н. И. Лобачевский вновь проявил чудеса энергии и распорядительности при спасении от огня университетского имущества. Ему удалось сохранить библиотеку и астрономические инструменты.
Авторитет Н. И. Лобачевского в студенческой среде был чрезвычайно высок. Студенты любили Николая Ивановича, несмотря на строгость его как профессора и, в частности, как экзаменатора, несмотря на горячность, а иногда и резкость.
Учитель. Основная научная заслуга Н. И. Лобачевского заключается в том, что он впервые до конца усмотрел логическую недоказуемость евклидовой аксиомы параллельных и сделал все свои основные математические выводы. Аксиома параллельных, как известно, гласит: в данной плоскости к данной прямой можно через данную, не лежащую на этой прямой, точку провести только одну параллельную прямую. В отличие от остальных аксиом элементарной геометрии, аксиома параллельных не обладает свойством непосредственной очевидности, хотя бы уже по одному тому, что является высказыванием о всей бесконечной прямой в целом, тогда как в нашем опыте мы сталкиваемся лишь с большими или меньшими «кусками» (отрезками) прямых. Поэтому на всём протяжении истории геометрии – от древности до первой четверти прошлого века – были попытки доказать аксиому параллельных, т. е. вывести её из остальных аксиом геометрии. С таких попыток начал и Н. И. Лобачевский, принявший противоположное этой аксиоме допущение, что к данной прямой через данную точку можно провести по крайней мере две параллельные. Николай Иванович Лобачевский стремился привести это допущение к противоречию. Однако по мере того, как он развёртывал из сделанного им допущения и совокупности остальных аксиом Евклида более и более длинную цепь следствий, ему становилось всё яснее, что никакого противоречия не только не получается, но и не может получиться. Вместо противоречия Николай Иванович Лобачевский получил хоть и своеобразную, но логически совершенно стройную и безупречную систему предложений, систему, обладающую тем же логическим совершенством, что и обычная евклидова геометрия. Эта система предложений и составляет так называемую неевклидову геометрию, или геометрию Лобачевского.
Н. И. Лобачевский был первым, кто взглянул на математику как на опытную науку, а не как на абстрактную логическую схему. Он был первым, кто ставил опыты для измерения суммы углов треугольника; первым, кто сумел отказаться от тысячелетнего предрассудка априорности геометрических истин. Известно, что он любил часто повторять слова: «Оставьте трудиться напрасно, стараясь извлечь из одного разума всю мудрость, спрашивайте природу, она хранит все тайны и на вопросы Ваши будет Вам отвечать непременно и удовлетворительно».
Значение самого факта создания неевклидовой геометрии для всей современной математики и естествознания колоссально. Английский математик Клиффорд, назвавший Николая Ивановича Лобачевского «Коперником геометрии», не преувеличивал. Действительно, Н. И. Лобачевский разрушил догму «неподвижной, единственно истинной евклидовой геометрии» так же, как Коперник разрушил догму о неподвижной, составляющей незыблемый центр Вселенной – Земле.
Третий ученик. С середины 40-х гг. совершенно внезапно для Н. И. Лобачевского наступает период бездействия. Основным событием, принёсшим с собой этот трагический перелом в жизнь Николая Ивановича Лобачевского, стало увольнение его в 1846 г. с должности ректора. Произошло оно без желания Николая Ивановича и вопреки ходатайству совета университета. Почти одновременно произошло и увольнение его от должности профессора математики. Так что с весны 1847 г. почти за 10 лет до смерти Н. И. Лобачевский оказался отстранённым фактически от всех своих обязанностей.
Вполне понятно, что Н. И. Лобачевский, для которого работа на университетском поприще была большой и незаменимой частью жизни, воспринял отставку как тяжёлый удар. Особенно горько было ему и потому, что это произошло в ту пору жизни, когда его творческая научная работа была в основном уже завершена и, следовательно, университетская деятельность становилась содержанием жизни. Если к этому прибавить исключительно активный характер Николая Ивановича Лобачевского и созданную десятилетиями привычку быть в организационных делах руководителем, а не рядовым участником, то размеры постигшей его катастрофы станут понятны. Личные трагедии дополнили горестную чашу: умер любимый сын, взрослый юноша, по свидетельству современников, во всём очень похожий на отца. От этого удара Николай Иванович Лобачевский никогда уже не смог оправиться. Началась преждевременная старость с усиливавшимися признаками парадоксально раннего одряхления. Его здоровье быстро шло на убыль. Он стал терять зрение и к концу жизни совершенно ослеп. Последнее произведение «Пангеометрия» было им уже продиктовано. Разбитый жизнью, больной, слепой, он умер 24 февраля 1856 г.
Учитель. Потребовалось полвека для того, чтобы идеи Н. И. Лобачевского вошли в математическую науку, сделались неотъемлемой её частью и явились тем поворотным пунктом, который определил в значительной мере весь стиль математического мышления последующей эпохи и с которого, собственно, начинается русская математика.
Идеи Н. И. Лобачевского далеко опередили время. Из иностранных математиков лишь знаменитый Гаусс понял эти идеи. Но, владея ими, Гаусс никогда не заявлял об этом. Более того: ему принадлежит инициатива в единственной научной почести, выпавшей на долю Лобачевского: по представлению Гаусса Н. И. Лобачевский был избран в 1842 г. членом-корреспондентом Геттингенского королевского общества наук.
Источник: Николаева Т. Н. Урок-беседа. (Расскажем о Николае Ивановиче Лобачевском) // Вечерняя средняя школа. – 1994. – № 6. – С. 52–54.
Гении и злодеи. Николай Лобачевский. 2001
-80%
© 2017 626