СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
у детей 4-5 лет закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.
Описание игрушек и составление рассказов об игрушках сопровождается рассматриванием, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения.
В процессе обучения дети должны понять, что описание проводится по определенному плану. Этому способствуют правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения.
Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания.
Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить. Поэтому в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов. В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок будет оперировать в своем ответе. Правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «кто это?» – «зайчик». – «какие уши у зайца?» – «у зайца длинные уши».
Можно использовать прием, когда дети, следуя образцу, описывают игрушку. Петрушка и ребенок получают одинаковые по содержанию игрушки, но один мишка большой черный, а другой маленький коричневый. Петрушка: «у меня мишка большой черный». Ребенок: «у меня тоже мишка, но маленький и коричневый».
Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить описать одну из 3 – 4 игрушек на основе образца по одной из них. Используются и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение. В конце занятия для поддержания интереса надо показать заводную или другую игрушку.
Одновременно у детей формируются навыки повествовательной речи. Детей подводят к составлению рассказов также по вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми рассказа. Сначала дается представление о том, как можно по-разному начинать рассказ.
Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда.
Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить.
На этом этапе основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания.
Воспитатель может разыграть сценки с этими игрушками. Для рассказывания игрушки объединяют по две. Обычно рассказы составляются детьми во второй части занятия, после рассматривания или описания игрушек.
Значительное место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи. В игре «магазин игрушек» ребенок-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее.
© 2022, Кондрашова Надежда Дмитриевна 164