Маленький человечек переступает порог школ, неся с собой свои чувства, эмоции, переживания, тревоги, свое понимание мира, который его окружает. Школа, учителя, одноклассники, родные люди дарят новые открытия, впечатления. Какими будут эти открытия, впечатления – зависит не только от самого ребенка, но и от тех взрослых, которые будут рядом с ним. Именно детство выстраивает мостик к разгадке взрослых тайн человеческой души, именно детская пора «становится ключиком» к пониманию поступков, побед и поражений взрослого человека.
Часто я слышу от своих коллег, педагогов, что учитель, классный руководитель вряд ли сумеет помочь ребенку сформироваться нравственно, потому что этим должна заниматься в первую очередь семья. Я не могу не согласиться с этим мнением. Безусловно, семья, ее устои, традиции – это основа, фундамент нравственности ребенка. Но школа не может и не остается в стороне, она вносит свою лепту в понимание ребенком добра и справедливости, зла и ненависти, порядочности и ответственности. Именно в стенах школы, именно в классном коллективе закладываются нравственные ценности. И в данный момент все зависит от того, какова воспитательная система школы, класса.
Платон, конечно, был прав, сказав, что должность воспитателя «гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве». Его мысль я интерпретирую, поясняя, что роль классного руководителя в работе с классом огромна, потому что речь идет о просвещении, воспитании, образовании подрастающего поколения – будущего государства, будущего России. И не хотелось бы часто цитировать М. Ю. Лермонтова: «Печально я гляжу на наше поколение…» Если классный руководитель, учитель понимает свое назначение, он не позволит себе пропустить в воспитании учащихся что – то такое, что может отрицательно повлиять на его жизнь в дальнейшем.
Я понимаю, что вся моя воспитательная работа может не иметь поддержи за стенами школы, потому что жизнь многое диктует в разрез с тем, что мы, педагоги, делаем, говорим, воспитываем, формируем, создаем. Но я убеждена, и опыт доказывает, что воспитательная работа в направлении формирования нравственности ребенка предполагает нравственность самого взрослого, его действий и поступков. И я, педагог, взрослый наставник, друг, постоянно думаю о том, что я должен являться для своего ученика образцом в любой ситуации.
Я понимаю, что «спрос с меня строгий, и честь высока, и ноша моя на миру нелегка». Но я сама выбрала эту ношу, я готова ее нести. Я понимаю, что формально относиться к формированию души человека невозможно. Все это будет иметь результат, если работать над этим в системе, постоянно, потому что это процесс, который нельзя прервать или остановить. Воспитание человека - это процесс создания личности: личности, способной впитать в себя культуру своего народа, человечества, личности, способной шагнуть дальше.
Значительна ли должность, которую я занимаю? Социологические опросы показывают, что не выходит она на верхнюю строчку в рейтинге «значительных ». Но я благодарна своим ученикам, их родителям, которые пусть не так часто, но все – таки говорят слова признательности, благодарности, подчеркивая, что именно труд педагога, воспитателя позволил им стать людьми и многого добиться в жизни.
А строки Роберта Рождественского убеждают, что я выбрала профессию значимую, «должность государственную»:
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля, -
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя.
В нём будет мудрость талантливо дерзкая.
Он будет солнце нести на крыле…
Учитель – профессия дальнего действия,
Главная на Земле.