СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Читая материалы о блокаде, у меня всё время возникал вопрос: как можно было выжить в городе, где сгорел последний продуктовый склад, где не было особых запасов продуктов питания и топлива?
Никто не думал, что блокада будет длиться так долго. Думали- ну месяц, ну три и выбьют немцев… Но всё пошло иначе. Поэтому в первые четыре месяца погибло от голода и холода 360000 человек. Это 120 таких маленьких хуторов, как Малая Каменка! Жуткая цифра, трагедия всего советского народа. Ну, а дальше люди стали приспосабливаться к суровым условиям блокады и в этом помогли им чудо- растения. Их веточки, листочки, корешочки давали жизненную силу, спасали от авитаминоза. Весной 1942 года весь блокадный Ленинград принялся выращивать овощи. В огороды превратились сады, скверы, бульвары, набережные и откосы каналов. Покрылись грядками и Марсово поле, и Летний сад, и Висячий сад Эрмитажа, газоны вокруг памятников и пустыри между разбомбленными домами. В каждой горстке земли и в каждом ростке была жизнь, спасительная для изголодавшихся ленинградцев. Вера Осиповна Егорова, ребенком пережившая блокаду, вспоминает, что в 1941 году собирали и лебеду, и крапиву, и корни лопуха, варили и ели. А когда сгорели Бадаевские склады и земля под ними пропиталась расплавленным сахаром, люди брали эту землю, кипятили ее и пили потом сладковатую воду. Вера Осиповна жила в прифронтовой полосе — в самом конце Рощинской улицы. Рядом были огороды Московского района. В 1942 и 1943 годах их засевали одним турнепсом. Весной 1944 года посадили куски картофельной кожуры с глазками. Хоть и небольшой, но получился урожай картофеля. Потом появилась картошка сорта «берлиха», красная, с желтой мякотью, необыкновенно вкусная.
Из слов участника блокады: «Мои родители, Серафим Петрович и Нина Романовна Титовы, работали в блокаду на заводе «Радист», на Геслеровском проспекте Петроградской стороны. На заводе были прессы. Из подшефного колхоза «Выборгский» привозили срезанные елочки и еловые ветки. Из них прессами выдавливали сок, который спас многих ленинградцев. Весной 1943 года заводу «Радист» на Крестовском острове была выделена земля под огороды, ее разделили между сотрудниками завода. В колхозе удалось получить немножко семян для посева моркови, свеклы, капусты, огурцов. Картошку сажали из очистков и глазков, которые давали кухни подшефного детского сада и стационара. Поливали чайниками, воду брали из воронок. Мы жили на Кировском проспекте. До огорода ездили на велосипеде: я на перекладине спереди, папа на сиденье, а мама сзади на багажнике. Овощей хватало не только поесть в свежем виде, но и запасти на зиму. В ванной комнате появились десятилитровые бутыли с маринованной свеклой и морковью. После войны на месте наших огородов был разбит Приморский парк Победы.» А чтобы чуть- чуть обеспечить витаминами раненых солдат, ходили собирать чеснок и лук. Собирали лекарственные растения. Готовили хвойный напиток: были подняты архивы двухвековой давности, когда Россия использовала противоцинговую настойку, как готовить ее дома и тут же ее использовать в госпиталях, больницах, как использовать проросший горох в госпиталях. Для гражданского населения был произведен выпуск хвои в пакетиках. За 16 км. Ленинградцы носили хвою на себе. Лето 1942 года. С питанием стало лучше. В столовых можно было прочесть меню:
Щи из подорожника.
Котлеты из одуванчиков.
Пюре из крапивы.
Биточки из лебеды.
Соус из рыбо-костной муки.
Вот что рассказывают бабушки об их рационе питания в годы войны.
© 2017, Альбицкая Нина Ефимовна 2040