СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разделение полномочий между Министерством просвещения и Мини-стерством высшего образования и науки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Президентом РФ Владимиром Путиным 15 мая 2018 года был подписал указ "О структуре федеральных органов исполнительной власти". Согласно тексту документа Министерство науки и образования будет разделено на две структуры - Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки. Руководство Рособрнадзором и Росмолодежью будет находиться осуществляться непосредственно Правительством РФ.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере образования разграничены с учётом Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства от 15 июня 2018 года № 682) и Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (утверждено постановлением Правительства от 28 июля 2018 года № 885).

В связи с близостью сфер ведения Минпросвещения России и Рособрнадзора в отдельных вопросах общего образования ряд полномочий нового министерства будут осуществляться совместно с Рособрнадзором.

Министерство просвещения будет сконцентрировано на вопросах общего образования, второе ведомство будет решать вопросы, касающиеся высших учебных заведений и развитие науки. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев считает, что такое решение «позволит лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования».

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации будет выполнять следующие функции:

- выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования,

- научной, научно-технической и инновационной деятельности,

- нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов,

- интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров),

- в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики,

- по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования,

- научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности

Кроме того, ему передаются «функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно- технической и инновационной деятельности».

Создание этого министерства обусловлено необходимостью в технологическом прорыве и выполнении задач, поставленных президентом в указе от 7 мая 2018. Одной из таких задач является «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ».

Главный упор делается на создание и реализацию государственной политики и нормативно-правовой базе в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного образования.

Согласно майскому указу президента, Россия должна войти в топ-10 ведущих стран мира по качеству высшего образования. Предполагается внедрение новых технологий и методов на всех уровнях обучения, политика по обеспечению доступности и качеству образования будет продолжаться.

Утверждено сокращённое наименование Министерства науки и высшего образования – Минобрнауки России. Согласно новому документу Министерство просвещения будет отвечать за общее, средне-специальное и профессиональное образование.

Из текста указа следует, что Министерству просвещения РФ будут переданы функции:

- выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования,

- профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых,

- воспитания,

- опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан,

- социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции

- по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования,

- профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания».

Исходя из п. 1 Положения, к ведению Министерства просвещения отнесено осуществление функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сегментах системы образования:

  • общее образование;
  • среднее профессиональное образование и соответствующее дополнительное профессиональное образование;
  • профессиональное обучение;
  • дополнительное образование детей и взрослых;
  • воспитание, опека и попечительство в отношении несовершеннолетних граждан;
  • социальная поддержка и социальная защита обучающихся.

А также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере:

  • общего образования;
  • среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;
  • профессионального обучения;
  • дополнительного образования детей и взрослых;
  • воспитания.

В частности, Министерство просвещения РФ будет устанавливать и утверждать: перечни профессий: и специальностей СПО указанием присваиваемой квалификации; рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профобучение с указанием присваиваемой квалификации; и специальностей СПО, для подготовки по которым нельзя проводить только дистанционное или электронное обучение; порядок: приема и перевода учащихся в общеобразовательные организации и учреждения СПО; проведения психолого-медико-педагогического обследования детей и учащихся.

Утверждено сокращённое наименование министерства – Минпросвещения России.

Минобрнауки России по согласованию с Министерством просвещения будет утверждать федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Также, закрепляется совместное принятие Минпросвещения России и Рособрнадзором актов в отношении формы, порядка, сроков проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим общеобразовательным программам различного уровня, а также продолжительности проведения экзаменов.

Также президент упразднил Федеральное агентство научных организаций (ФАНО). Его функции передаются Министерству высшего образования и науки Российской Федерации. Основные задачи данной структуры сформулированы в указе президента: обновление не менее 50% приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки; создание научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований; создание не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики.

В ведении нового Министерства науки и высшего образования передаются полномочия, ранее принадлежавшие ФАНО, по назначению и утверждению руководителей научных организаций согласно порядку, утвержденному в 2014 году. Кандидатуры на должность руководителя научной организации, которые были переданы из ФАНО в министерства, подлежат согласованию с президиумом РАН. Теперь руководители высших учебных заведений буду подчиняться непосредственно министерству.

Новое министерство берет на себя полномочия ФАНО по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также по управлению имуществом. Государственные задания на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований для научных организаций, которые находились ранее в ведении Российской академии наук, Министерство будет утверждать с учётом предложений Российской академии наук

Категория: Всем учителям
09.12.2019 21:24


Рекомендуем курсы ПК и ПП