СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разминки для объединения в микрогруппы

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОБЕРИ ОТКРЫТКУ

Достаточно известная игра, при которой участникам раздаются кусочки произвольно разрезанных открыток, и дается задание собрать все детали своей открытки. Количество кусочков одной открытки должно соответствовать ожидаемому числу членов микрогруппы. Так, если мы хотим разбить группу из 30 человек на пять микрогрупп, нам надо пять разных открыток разрезать на шесть частей каждую. Если участники не делятся поровну, некоторые из открыток разрезаются на меньшее количество частей.

СЕМЬЯ МЮЛЛЕР

Заранее готовятся карточки по числу участников с названиями семей и их членов. Опять же, если у нас группа из 30 человек, которую надо разбить на пять подгрупп, то нам надо пять семей по 6 членов в каждой. При неровном

делении число членов в семье может быть меньше. Возможные имена семей: Мюллер, Миллер, Малер, Молер, Пуллер, Пиллер и т. д. Члены - дед, бабка, папа, дочка, Жучка, кошка, мышка. То есть наши карточки должны выглядеть так: «Дед Мюллер», «Бабка Мюллер»,. «Дед Миллер» и т. д. Участники тянут вслепую карточки, а затем по сигналу модератора должны найти свою семью и сесть все вместе на один стул на колени друг другу в порядке: дед, бабка, папа, дочка, Жучка, кошка, мышка. Задача - сделать это как можно быстрее. Игра хороша тем, что эти роли можно сохранить до конца семинара и, при необходимости сделать другие группы, быстро дать команду собраться вместе, например мышкам и кошкам, и т.д.

РОБОТЫ

Быстрая и веселая подвижная игра. Участники объединяются в группы по три, рассчитавшись по кругу на первый, второй, третий. Первые номера будут «операторами», а вторые и третьи - «роботами». Операторы ставят роботов в пары спиной друг к другу. По сигналу модератора все роботы начинают, не спеша, четко и равномерно двигаться вперед. Операторы должны по очереди поворачивать своих роботов - сначала одного, потом другого. За один раз одного робота можно повернуть только на 90 градусов. Роботы при этом не останавливаются, а продолжают так же двигаться уже в новом направлении. Задача оператора - заставить двух своих роботов встретиться, разворачивая их по очереди. Если это плохо получается, можно остановить игру, как только первый оператор справится со своей задачей.

РАСПУТАЙТЕСЬ

Эта игра очень хорошо сближает членов группы. Модератор просит всю группу встать в кучу, как можно плотнее друг к другу. Затем все должны закрыть глаза и поднять руки вверх. Не открывая глаз, все участники для каждой своей руки должны найти руку другого члена группы и сцепить их. Иногда это бывает не просто сделать - модератор как единственный «зрячий» может помочь участникам найти свободные руки. Как только все руки будут сцеплены, модератор просит группу открыть глаза и опустить руки, не расцепляя их. Теперь, не разнимая рук, группа должна найти способ распутаться и встать в один большой круг. Единственное, что разрешено, - это поворачивать свою руку в руке партнера, не отпуская ее Задание может ока­заться достаточно сложным, и модератору иногда приходится прийти на помощь. Но даже если окончательный результат не достигнут, сам процесс проходит, как правило, очень живо и весело.

ВЕТЕР ДУЕТ

Тоже достаточно популярная «семинарская» игра. Группа сидит на стульях в кругу. Модератор говорит, что по его команде ветер сдует кого-то со стула, т. е. те, кого он назовет, должны быстро поменяться местами. Сам он стоит без стула. Возможные варианты команды: «Ветер дует и сдувает всех, кто в чем-нибудь белом!» или «. всех, кто в брюках» или «. всех, кто любит петь» и т. д. Пока названные участники пересаживаются, модератор должен успеть занять свободный стул. Игрок, которому не досталось стула, становится новым ведущим и дает свое задание на «ветер дует».

ПЯТКА К ПЯТКЕ

Эту игру хорошо проводить под магнитофон. Числе участников должно быть четным, то есть модератор или участвует, или не участвует в игре. По команде «Двигаемся» под музыку участники начинают произвольно двигаться по комнате, через какое-то время модератор останавливает музыку или просто говорит «Стоп!» и дает команду «Пятка к пятке!» Участники должны быстро объединиться в пары и приставить свои пятки к пяткам соседа. Снова звучит музыка, снова все двигаются до новой команды. Варианты команд: «Носок к носку!», «Нос к носу!», «Ухо к уху!», «Локоть к локтю по пять!» (т. е. участники должны объединиться в группы по пять человек) и т. д.

РАВНЯЙСЬ ВСЛЕПУЮ!

Все участники встают в круг и плотно зажмуривают глаза. По сигналу модератора они должны все встать в одну шеренгу друг за другом по росту. Участники при этом не могут разговаривать, а могут только прислоняться друг к другу, ощупывать друг друга по голове и т. д. Процесс, как правило, занимает достаточно много времени, причем некоторые участники могут уйти е сторону от основной группы. Модератор может их развернуть и направить в нужное место. Очень хорошо проводить эту игру под музыку. Когда все встанут в шеренгу, модератор дает команду открыть глаза. Результат, как правило, далек от идеала и вызывает много смеха.

КРОКОДИЛ

Участники становятся в круг. Их число должно быть кратно трем. Если их больше, лишние становятся в центр круга к модератору. Весь круг разбивается на тройки, просто рассчитавшись на первой, второй, третий. На одной из троек модератор показывает три фигуры, которые все участники должны запомнить: «крокодил» - центральный член тройки наклоняется вперед и изображает прямыми руками открывающуюся и закрывающуюся крокодилью пасть, а два других с обеих сторон ставят свои ладони пальцами вверх вдоль его позвоночника, изображая крокодилий хребет; «слон» - центральный участник наклоняется вперед, берет одной рукой себя за нос, а другую просовывает в образовавшееся кольцо ладонью вверх, изображая хобот (стоит дать возможность немного потренироваться), боковые приставляют свои руки коль­цами к его ушам, изображая большие уши слона; «Змей Горыныч» - вся тройка плотно прижимается друг к другу, обхватив друг друга сзади за пояс, боковые участники слегка приседают, свободными внешними руками они изоб­ражают когтистые лапы змея, а головой и ртом, соответственно, огнедышащую пасть. Когда модератор увидит, что все группы поняли и освоили фигуры, можно начинать игру. Модератор или те лишние, кто стоит в центре (по оче­реди), быстро поворачиваются, показывают на любую тройку и называют любую фигуру. Если тройка выполнила фигуру правильно, игра продолжается дальше. Если кто-то сбился, он заменяет ведущего, а ведущий становится на его место в тройку. Практика показывает, что при быстром темпе выполнить фигуры бывает достаточно сложно, и смена ведущих идет практически постоянно.

СЦЕНКИ ИЗ ЖИЗНИ

Эта игра дает участникам попробовать себя в искусстве пантомимы. Участники становятся в два круга лицом друг к другу, встав, таким образом, в пары. Модератор громко называет сценку из жизни, которую каждая пара должна разыгрывать пантомимой на протяжении 10 секунд. По сигналу модератора сценка заканчивается, и внутренний круг переходит по часовой стрелке к новым партнерам. Игра продолжается с новой сценкой в новой паре. Варианты сценок: «Милиционер тянет пьяного в участок», «Бабка тянет козу домой», «Жена бьет пьяного мужа», «Отец наказывает сына ремнем», «Па-де­де из «Лебединого озера», «Фигурное катание», «Борьба сумо» и т.д. Вариантов может быть придумано много.

Существует и много других разминок - песен, танцев, подвижных игр. Я думаю, каждый может вспомнить что-то из своего опыта школьной жизни, детских лагерей, игр на свадьбах и вечерах отдыха. Почти все они могут быть использованы или видоизменены для использования на семинаре. Главное правило модератора, снова повторюсь, должно быть не «игра ради игры», а «игра ради цели семинара». То есть участники должны четко представлять, зачем модератор предлагает им провести ту или иную игру (размяться, отдох­нуть, зарядиться энергией, поближе познакомиться, раскрепоститься и т. п.). Это может быть сделано и до игры, и после. Уже проведя игру, модератор может, например, спросить участников: «А как вы думаете, зачем мы играли в эту игру?» или «Как вы себя теперь чувствуете? Удалось ли вам активизировать свои силы для нового этапа работы?» Иначе эта игра будет вос­приниматься как нечто чужеродное и вызовет лишь недоумение участников семинара.

ГРАДУСНИК

Или «Как ваше самочувствие?» Это наипростейший и самый быстрый способ, особенно полезный в той ситуации, когда времени в обрез. Модератор быстро рисует на листе ватмана условный градусник, отмечая точки 0 и 36,6. Он просит группу поставить крест рядом со шкалой (можно это сделать уже при выходе), соответствующей их самочувствию: 36,6 или рядом - нормальное, практически такое же, как и вначале, семинар особо ничего нового не дал; выше - семинар зарядил энергией и энтузиазмом, хочется что-то делать; ниже - семинар прошел скучно и вяло, чуть не заснул.

В ОДНО СЛОВО

Модератор просит всех по очереди высказать свои впечатления о семинаре, стараясь уложиться в одно слово или фразу. Если это слово несет негативную оценку, сразу же стоит поговорить о том, почему. Как вариант этого метода, можно предложить рассказ по кругу. Модератор говорит, что он будет произносить речь об итогах семинара, но группа должна дополнить его выступление, вставляя по кругу одно слово от каждого участника в паузы речи.

По возможности модератор просит группу не повторять слова соседей. Речь выглядит примерно так:

•Дорогие друзья! Мы только что закончили наш семинар, который в

целом был достаточно. (группа вставляет по кругу, например:

«насыщенным, скучным, коротким» и т. д.),

•Как мне кажется, нам удалось приобрести новые. («знания, друзей,

комплексы.»).

• Особенно интересным был этап.

•А, пожалуй, самым бесполезным был.

•Когда я приду завтра на работу, то по итогам этого семинара я

обязательно.

•Ив заключение я хотел бы сказать организаторам.

ПИСЬМО СЕБЕ

Это один из наиболее основательных и интересных способов оценки семинара, требующий, однако, времени и средств. Модератор просит всех участников написать письмо самому себе, начав его словами «Дорогой Вася! Я только что был на семинаре по.». В письме участники должны осветить два вопроса: 1) свои впечатления от семинара и 2) свои планы или действия по итогам семинара. Письмо обязательно завершается фамилией и адресом участника. Через 10 минут модератор собирает все письма и заканчивает семинар. Впоследствии эти письма дают модератору хорошую возможность изучить мнение группы о семинаре, они, по сути, являются своеобразными анкетами участников. Через месяц модератор рассылает эти письма по указанным адресам. По себе знаю, что, получив такое письмо, во-первых, сразу вспоминаешь атмосферу и заряд, полученный на семинаре, а во-вторых, те планы, которые хотел реализовать по его окончании. К сожалению, этот метод не дает возможности обсудить итоги прямо на самом семинаре.

МОЕ НАСТРОЕНИЕ

Модератор просит участников изобразить символически на карточке свое настроение по окончании семинара. Это может быть изображение улыбающегося или сердитого лица, солнца или тучи - в общем, все что угодно. Все карточки кладутся на пол и сразу же сортируются - скорее положительные и скорее отрицательные. Не выясняя авторов, модератор просит группу про­комментировать непонятные или не очень позитивные рисунки, спрашивая «Как вы думаете, что имел в виду художник?» и «Почему у человека могло сложиться такое настроение?». Конечно, авторы, если хотят, могут сами прокомментировать свои символы, но заставлять их это делать не стоит.

Я ВЫРОС

Модератор говорит, что каждый час своей жизни человек что-то приобретает - иногда это что-то положительное: новый опыт, знания, энергия; иногда отрицательное - стресс, бессонница или просто жирок. Модератор рисует символическое изображение человека с большой головой и большим животом и просит группу подойти к рисунку и одним словом написать, что они приобрели хорошего на этом семинаре (в голове) и что плохого (в животе). После того, как все напишут свои варианты, модератор обобщает и обсуждает полученную оценку.

Можно придумать и много других способов выяснить мнение группы о проведенном семинаре, главное, чтобы оно не осталось невысказанным. Если ни один из методов вас не устраивает, можно просто поговорить с группой о том, что получилось или не получилось, и почему.

ЛЕДОКОЛЫ, РАЗМИНКИ И СПОСОБЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ В ГРУППЫ

Во время семинара, особенно, если участники устали или засиделись, а иногда и если они зациклились и не могут выйти на какие-то новые идеи, модератору стоит провести небольшую разминку. Она бывает особенно полезна после обеда, когда у группы возникает естественное желание вздремнуть. Хороша она и в той ситуации, когда группа плохо знает друг друга и участники слишком закрепощены или молчаливы. Именно поэтому такие разминки часто называют «ледоколами» (icebreakers) или «подзарядкой» (energizers). Как правило, это различного рода подвижные игры, которые могут нести какую-то функциональную нагрузку - разбить на группы, познакомить участников, или могут просто снять напряжение и усталость. Конечно, модератор должен почувствовать настроение группы - готова ли она играть, и если нет, давить здесь не стоит. Впрочем, иногда совершенно солидные люди, начав играть (даже порой через силу), вдруг моментально раскрепощаются и становятся похожими на детей. Поэтому оставляем вопрос «играть или не играть?» на усмотрение и интуицию модератора.

РАЗМИНКИ-ЗНАКОМСТВА ИМЯ-ЖЕСТ

Группа становится в круг. Модератор просит каждого по очереди назвать свое имя, сопроводив его каким-нибудь жестом (приседание, вскидывание рук, фуэте и т.д.). Все остальные хором повторяют имя участника и его жест.

БА! КОГО Я ВИЖУ!

Модератор дает группе пять минут, чтобы завязать как можно больше знакомств. Они должны, двигаясь произвольно, подойти как можно к большему количеству участников и, сказав: «Ба! Кого я вижу! Вы, если не ошибаюсь,.» -узнать их имена, назвать в ответ свое и при этом дружески обняться или пожать руки. По истечении времени модератор может поинтересоваться, много ли знакомств они завязали и помнят ли имена всех своих новых знакомых.

НАЙДИ ТОГО, КТО.

Каждый участник вслепую тянет карточку со своим заданием. Затем модератор дает группе 10 минут на то, чтобы они нашли как можно больше участников, отвечающих их заданию, и записали их имена на карточку. Примерный список заданий на группу из 30 человек:

1.Имеет голубые глаза.

2.Имеет карие глаза.

3.Имеет такие же глаза, как у вас.

4.Имеет такой же рост, как у вас.

5.Легко запоминает песни.

6.Любит рисковать.

7.Может постоять на руках.

8.Знает название столицы Таиланда (Бангкок).

9.Может что-то сказать по-испански.

10.Знает, что такое анчоусы (рыба).

11.Может нарисовать слона.

12.Знает, в каком году родился Пушкин (1799).

13.Может испечь торт.

14.Может с закрытыми глазами коснуться указательным пальцем кончика

носа.

15.Имеет сына.

16.Имеет дядю по имени Ваня.

17. Знает, кто такой Ланселот (рыцарь Круглого стола).

18.Никогда не пьет чай/кофе на работе.

19.Может напеть французский гимн.

20.Родился летом.

21.Никогда не был на Черном море.

22.Имеет собаку.

23.Может отжаться (должен продемонстрировать).

24.Может сделать фуэте (тоже продемонстрировать).

25.Верит в черную кошку.

26.Начинает работу в 10 утра.

27.Встает в 7 утра в воскресенье.

28.Ходит в спортивный зал или бассейн.

29.Работает с детьми.

30.Умеет готовить борщ.

Задания, конечно же, могут быть другими. Если есть время, модератор может подвести итоги и наградить того, кто попал в наибольшее количество списков.

03.03.2017 11:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!