СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия-тренинга «Развитие креативности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия-тренинга «Развитие креативности»

Цель тренинга: развитие креативности и творческих способностей, формирование адекватной позиции по отношению к себе и окружающим, обучение способам эффективного взаимодействия.

Задачи:

  • Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения;
  • Демонстрация возможностей креативности при решении жизненных проблем;
  • Формирование навыков командной творческой работы.

Продолжительность тренинга: программа тренинга рассчитана на 3 часа, включая перерыв 15 минут.

Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов школ, студенты СПО и ВПО по направлениям подготовки "Психология", "Педагогика"

Численность группы: 10-12 человек.

Режим работы группы: с 10.00 до 13.00, с перерывом 15 минут.

Содержание занятия-тренинга «Развитие креативности»

Ход работы

Заплани-рованное время

Необходи-мые пособия

Примечание

1

Представление тренера.

Цель, направления работы

5 мин

2

Обсуждение правил работы в тренинговой группе.

Цель: повышение эффективности работы группы, развитие группы.

Содержание: группе предлагается принять следующие правила:

- Называть друг друга по имени;

- Говорить о том, что думаешь и чувствуешь «здесь и сейчас» - по ходу общения в группе;

- Говорить от своего имени («я считаю…», «мне нравится…»);

- Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами, как и свои собственные;

- Избегать прямых оценок людей («Мне не нравишься ты», «Ты – глупый» и т.п.), говорить о действии того или иного человека («Мне не нравится твой поступок», «Твоя шутка мне не кажется смешной » и т.п.);

- Активно участвовать в происходящем;

- «Правило одного микрофона»: говорит один, а остальные внимательно слушают;

- Правило «0:0»: пунктуальность является одним из показателей уважения к окружающим людям и самоуважения;

- «Правило мобильного телефона»: на время занятия все мобильные телефоны должны быть отключены и убраны.

5 мин

Стенд/

доска

Правила принимаются группой путем голосования.

3

Упражнение «Четыре буквы»

Цель: Интеллектуальная разминка

Содержание: Водящий называет четыре буквы из числа распространенных в речи (Б,И,К,А/ О,Р,М,И), а каждый из других участников по кругу быстро придумывает и говорит предложение из четырех слов, каждое из которых начинается с названной водящим буквы.

5 мин

Какие варианты предложений запомнились, показались наиболее интересными, чем именно?

4

Упражнение «Угадывание цветов»

Цель: Развитие навыков экспрессии, создание условий для изобретения способов передачи информации при недостатке доступных для этого средств, а также выработка умения «расшифровывать» такую информацию.

Содержание: Каждый участник загадывает цвет и демонстрирует его мимикой и жестами так, чтобы остальные участники группы угадали, какой цвет имеется в виду. При этом нельзя указывать на присутствующие объекты, окрашенные в него.

10 мин

Обмен эмоциями и чувствами, возникшими в процессе работы. Благодаря каким «режиссерским находкам» удалось посредством мимики и жестов наиболее эффективно передавать информацию о цветах?

5

Упражнение «Формализм в искусстве»

Цель: Развитие креативности, совершенствование навыков взаимопонимания.

Содержание: Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один человек из каждой пары получает карточку с несложным изображением и рассказывает партнеру о том, что на ней нарисовано. При этом можно использовать только названия геометрических фигур и слова – указания на расположение («выше», «ниже» и т. п.). Задача партнера (которому оригинальное изображение не показывается) – руководствуясь этим словесным описанием, нарисовать то, что, по его представлению, изображено на оригинальной карточке (4–6 минут).

Когда рисование завершено, партнеры показывают друг другу изображения и сравнивают их. Потом упражнение проводится еще один раз, но партнеры получают новые карточки с изображениями и меняются ролями: тот, кто в первой попытке рисовал, теперь рассказывает. Если в первой попытке участники справились с заданием хорошо, то во второй имеет смысл ввести дополнительное ограничение: партнеру, который рисует, запрещается задавать уточняющие вопросы. Если же выполнение задания вызвало затруднения, такое ограничение не вводится.

15 мин

!В парах

Карточки с изображениями

Сначала обсуждение выполняется в парах: участники, сравнивая оригинальные изображения и получившиеся копии, конкретизируют, какую часть информации удалось передать адекватно и что этому способствовало, а где возникли ошибки и что послужило их причиной. Вторая часть обсуждения происходит в общей группе: каждого участника просят поделиться теми выводами, которые он сделал для себя в процессе выполнения этого упражнения.

6

Упражнение «Спрячь рисунки»

Цель: На примере этого задания демонстрируется прием встраивания компонентов (не только изображений, но шире – знаний, идей, и т. п.) в новый контекст, что имеет непосредственное отношение к творческому процессу.

Содержание: Участникам предлагается выполнить на листе бумаги 4–5 небольших (размером 2–3 см) рисунка на произвольную тему (6–8 минут). Когда эта часть работы завершена, предлагается создать на этом же листе один большой рисунок, который включил бы в себя ранее выполненные маленькие таким образом, чтобы они оказались «спрятаны» в большом, воспринимались бы как его части – и при беглом взгляде невозможно было распознать их (8‑10 минут). Запрещается заштриховывать маленькие рисунки или рисовать поверх них, они должны именно быть «встроенными» в большой таким образом, чтобы полностью слиться с ним.

Когда рисование завершено, демонстрируется получившееся и называются те предметы, которые были изображены изначально. Остальные же ищут эти маленькие рисунки в составе большого.

20 мин

Листы бумаги, карандаши/ручки (по количеству участников)

В каких жизненных ситуациях возникает необходимость подобным же образом встроить что то уже имеющееся в то, что создается заново? А в каких – не просто встроить, а еще и запрятать старое в новом?

Перерыв 15 мин

7

Упражнение «Драматический этюд»

Цель: Развиваются умения генерировать ассоциации, объединять разрозненные фрагменты информации единым сюжетом, а также тренируется экспрессия и навыки командной работы.

Содержание: Участники разбиваются на подгруппы по 5–6 человек. Каждая подгруппа получает набор из 8-10 слов, не имеющих логической связи между собой (например, такие слова: бумага, медведь, асфальт, небо, коробка, полотенце). Задача каждой из подгрупп – придумать сюжет, в котором бы эти слова оказались объединены единым действием, и продемонстрировать драматический этюд по этому сюжету. Время на подготовку 15–20 минут, на демонстрацию – 3–5 минут.

30 мин

2 подгруппы

Набор слов

Участников просят поделиться своими соображениями по поводу того, какие умения развивает это упражнение, и привести примеры жизненных ситуаций, где эти умения применимы.

8

Упражнение «Применение умений»

Цель: разминка, повышение самооценки, мотивации к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся.

Содержание: Каждый из участников вспоминает и называет какое-нибудь практическое умение, которым он владеет (например, вышивать крестиком, кататься на сноуборде, выращивать огурцы на даче, играть в боулинг, делать Интернет сайты и т.п.), после чего остальные участники предлагают возможные варианты применения этих умений. Упражнение выполняется в общем кругу.

10 мин

Участники обмениваются своими впечатлениями о работе и соображениями о том, какие ракурсы применения умений заинтересовали и вызвали желание претворить их в жизнь, а также о том, какими новыми умениями им захотелось овладеть в ходе выполнения упражнения.

9

Упражнение «Промежуточное звено»

Цель: Упражнение обучает искать связующие звенья между внешне несходными ситуациями, выходить за рамки непосредственно представленной ситуации, генерировать идеи о возможных путях превращения одной ситуации в другую.

Содержание: Участникам зачитываются два логически не связанных между собой предложения, в каждом из которых описывается какая-либо ситуация. Например, можно предложить такие варианты:

(На фонарный столб сел скворец. Студент не смог сдать экзамен по психологии; В магазин привезли некачественную колбасу. Бабушка взяла газету и с ней пошла куда то; Хулиган разбил окно. Менеджера по продажам повысили в должности до директора магазина).

Задача участников – придумать «промежуточное звено»: то, что могло произойти между этими ситуациями, так что первая из них стала причиной второй. Упражнение может выполняться в микрогруппах по 2–3 человека или индивидуально. Время работы – 4–6 минут на ситуацию.

10 мин

2 подгруппы

Наборы предложений

Что при выполнении задания оказалось наиболее сложным, а что, наоборот, упрощало работу? Какие варианты «связующих звеньев» из числа высказанных участниками наиболее ярко запомнились, чем именно? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?

10

Упражнение «Шведский стол»

Цель: Повышение гибкости восприятия личности самого себя и других людей, расширение «категориального аппарата» для этого. Создание условий для осознания перспективных направлений дальнейшего саморазвития, личностного роста. Тренировка умения генерировать идеи о том, как может характеризоваться человеческая личность и как могут быть представлены в творческой форме соответствующие качества.

Содержание: Участникам предлагается принять участие в подготовке «шведского стола», на котором в качестве блюд разложены различные качества личности. Впоследствии блюда разрешается «съесть».

1) Сначала, на стадии «приготовления еды», каждого участника просят придумать по 5 качеств личности, которые, с их точки зрения, будут интересны и полезны для них самих и для других участников (5–7 минут). Желательно не ограничиваться банальными, общеупотребительными характеристиками (типа «смелый», «умный», «интересный в общении» и т. п.), а придумать что то оригинальное, необычное. Возможностей для этого достаточно: для справки, в русском языке для характеристики человеческой личности используется около 2000 слов, не считая разного рода метафор и иносказаний.

2)Когда названия качеств придуманы, участников просят нарисовать «блюда», на которых они будут представлены. Каждое «блюдо» изображается на отдельном небольшом листе (формат А5), форма его представления может быть разной: возможно, качество личности будет изображено по аналогии с каким то реальным блюдом, но могут быть и другие варианты его представления (15–20 минут). Каждый рисунок снабжается подписью – какое именно качество на нем отражено.

3)Следующая стадия – «сервировка». Каждый участник демонстрирует свои рисунки, называет отраженные на них качества личности и кратко аргументирует ценность этих качеств (2–4 минуты на человека).

4)Потом все рисунки выкладываются на какую либо поверхность достаточного размера, которая и будет «шведским столом».

5)Завершающая стадия – «обед». Участникам дается несколько минут, чтобы они, свободно перемещаясь вокруг «шведского стола», внимательно разглядели представленные на нем «блюда» и сделали собственный выбор. Потом каждый участник поочередно выходит к столу, демонстрирует и называет выбранные «блюда» и кратко комментирует, чем его привлекли именно эти качества, в чем он видит их важность для себя (2–4 минуты на человека).

30 мин

Листы бумаги, ручки, карандаши

Что нужно, чтобы реально получить те качества личности, которые выбраны на «шведском столе»? Какие выводы каждый из участников сделал лично для себя из этого упражнения?

11

Упражнение «Логотип»

Цель: Демонстрация специфики работы на различных этапах творческого процесса, отработка навыков командного взаимодействия на каждом из этих этапов.

Содержание: Участникам, объединенным в команды по 4–5 человек, предлагают придумать и изобразить логотип какого либо общественного движения, например направленного на:

♦ защиту окружающей среды;

♦ развитие демократического общества в России;

♦ повышение материального благосостояния граждан России.

Время работы 15–20 минут. Участникам предлагается следовать этапам творческого процесса:

-первые 5–7 минут потратить на выдвижение идей и их фиксацию (в виде словесных описаний или эскизов) без критической оценки, -потом уделить время оценке выдвинутых идей и выбору наиболее интересной из них,

- а потом – детализации выбранной идеи и ее воплощению в виде полноразмерного изображения (на листе формата АЗ). После этого каждая из команд приводит презентацию своего логотипа.

25 мин

2 подгруппы

Листы бумаги, карандаши

Удалось ли в ходе работы выдержать такую последовательность этапов творческого процесса? Если да, то как это способствовало ее эффективности? Какие условия важнее всего для продуктивного творчества на каждом из этапов? Если же нет, то что препятствовало? Любое ли командное творчество целесообразно подчинять правилам, или иногда полезнее пустить этот процесс «на самотек»?

12

Упражнение «Все у меня в руках»

Цель: подведение итогов занятия, предоставление возможности высказать свое мнение по поводу содержания и организации работы.

Содержание: У каждого участника лист бумаги А4. Обводится ладонь, на пальцах записываются ответы на следующие вопросы:

Большой – «над этим я хотел бы еще поработать»,

Указательный – «здесь мне были даны конкретные указания»,

Средний – «это мне совсем не понравилось»,

Безымянный – «я себя чувствую»,

Мизинец – «мне здесь не хватало».

5 мин

Листы бумаги, карандаши

Ответы не комментируются. Возможны уточняющие вопросы тренера и других участников группы.

13

Рефлексия.

Все участники делятся впечатлениями от тренинга, от своей работы на нем, какую пользу для себя вынесли, с какими ожиданиями пришли на тренинг и оправдались ли они.

30 мин

Используемая литература:

  1. Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. – СПб., 2007.
  2. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание СПб., 2011.
  3. Кипнис М. Тренинг креативности. – М., 2004.
  4. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / Под ред. В. А. Чикер. – СПб., 2007.
Категория: Психологу
15.09.2019 19:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!