СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Размышления о «чувстве слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

А действительно, что это такое? Педагоги отвечают, что без чувства слова человек, даже знаток орфографических правил, никогда не станет грамотным.

* Чувство слова – это, во-первых, знание языковых законов и систем­ных связей, благодаря которым человек не умеет делать ошибки, пишет и говорит правильно. Вспоминается пушкинское: «Как уст ру­мяных без улыбки, Без грамматической ошибки…» Обычно говорят: «Он Пушкин, ему можно». В Лицее звали его Французом потому, что по-французски он заговорил раньше, чем по-русски, и даже первые стихи у него были на французском! Невозможность представить рус­ской речи без ошибки для Пушкина объясняется не только контаминацией, влиянием форм – в данном случае русских и французских, но прежде всего тем же чувством слова, прямо-таки заставляющим нас делать ошибки там, где сами правила противоречат грамматическим моделям. Прислушаемся: многие говорят «звóнит» – не грамматическая, но всё же ошибка. Между тем влияние давнего процесса переноса ударения на основу очевидно: гóнит, стóнет, тóнет, клóнит и т. д. То же проявляется и на письме… Даже при знании многочисленных моделей русского языка, их взаимовлияния без чувства слова выбрать необходимую ох как непросто!

* Чувство слова…Оно формируется активной работой над книгой, над речью, над эстрадными миниатюрами, над политическими выступления­ми, над текстом лекции в институте. Но развивается оно и в процессе создания обычного школьного сочинения. Приступая к написанию, всегда необходимо помнить о том, что в разных ситуациях одно и то же слово может звучать по-разному, что слово – не только феномен, отличающий человека от животного мира, но и сила, данная ему, и важно умело ею воспользоваться. Слово полководца определяет участь сражений и народов. Слово оратора начинало и кончало столкновения между государствами. Слово может ранить, и не метафорически. Горький, писавший «Жизнь Матвея Кожемякина», так ясно увидел внутренним взором рану героя, что сам рухнул без сознания, а тонкая струйка крови сочилась из груди писателя, образуя тёмное пятно на рубашке… Гоголь писал смешные рассказы, чтобы развеселить себя, когда случалась депрессия. А Байрон за четыре ночи написал поэму «Абидосская невеста», чтобы отогнать душившие его слёзы. Написал – и понял, что настроение изменилось, что горечь и приступы самобичевания передались бумаге, на которой темнели строки законченной поэмы… Для Тараса Шевченко самым страшным наказанием оказался запрет «писать и рисовать», наложенный на него Николаем I. Власть человека над языком, умение выразить тончайшие колебания души и самые заветные мысли – это и есть «чувство слова».

* Умение создавать каламбуры – как и умение сочинять стихи «на спор», а то и перед зрительным залом, не медля ни минуты, – безуслов­ное проявление «чувства слова». Никита Богословский был не только известным композитором, но и обладавшим этим чувством мастером остроумных розыг­рышей, содержавших шутку, а иногда и насмешку. Вот фразы Н. Бого­словского, доказывающие его удивительное чувство слова, умение ви­деть за обычными звуками, за обычной «мелочишкой суффиксов и флек­сий» то, что скрыто от поверхностного взгляда: «Притворная дама; Чистой воды коньяк!; Забравшись в чужой космический аппарат, инопланетянин почувствовал себя не в своей тарелке; Правитель­ство объявило голодовку. Многим гражданам; Хирургия бывает сердечной, а бывает и бессердечной; Выдающаяся певица. Вернее, выдающаяся продюсера­ми за таковую».

Становится очевидным, что чувство слова – одно из важнейших и очень редких качеств человека, который умеет создавать, который видит то, что сокрыто от остальных, который может метко и остроумно ответить или удивить собеседника яркой мыслью или неповторимой строкой. Уме­ние грамотно писать… Умение быть творцом… Остроумие… Возможность относиться к слову так, как дети, – уважительно, удивлённо и восхи­щённо… Всё это и составляет «чувство слова», делающее человека интересным, мудрым, романтичным…

Источник: Мурашов А. А. Размышления о «чувстве слова» // Русский язык в школе и дома. – 2006. – № 6. – С. 20–21.

См. материалы:

Повторяем орфографию

https://multiurok.ru/blog/povtoriaiem-orfoghrafiiu.html

Повторяем пунктуацию

https://multiurok.ru/blog/povtoriaiem-punktuatsiiu.html

Категория: Русский язык
24.07.2017 21:24


© 2017 3762

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!