СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.

Цели: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова; развивать умения выразительно читать поэтические произведения, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; учить сравнивать произведения литературы и живописи; прививать любовь к русской поэзии.

Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания произведения, умения перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей. метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает изучаемое произведение, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность положительных качеств характера), проявление интереса к произведениям М.Ю. Лермонтова.

Слово учителя

Вереницей идут года,

И не видно черты их конечной.

Лермонтов.

Он с нами навсегда,

В строй живых записан он навечно!

Это жизни дни его вернулись,

Он в нее хозяином вошел,

Именем библиотек и улиц,

Пароходов, институтов, школ.

В книгах -

трудным временем проверен,

В ярком блеске добрых, смелых глаз.

Он - живой,-

не памятником в сквере

Вновь и вновь

рождается для нас!

ПавелАлдахин

Учитель

О творчестве великого русского поэта М.Ю.Лермонтова мы будем говорить на сегодняшнем уроке.

В этом году исполнилось 208 лет со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы вспомним страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местам познакомимся со стихотворением «Москва, Москва!. Люблю тебя как сын…» и попробуем разгадать тайну удивительного стихотворения «Парус».

Тема урока

- Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. А в конце урока мы поделимся своими впечатлениями.

- Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё задуманное удалось; чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память, но и душа, и сердце.

.

Страницы жизни М.Ю.Лермонтова

Шёл 1814 год. В семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых появился малыш. Сын армейского капитана Ю.П. Лермонтова и М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной наследницы значительного состояния своей матери, Елизаветы Алексеевны, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Брак, заключенный против воли Е.А. Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в атмосфере семейных разногласий. После ранней смерти матери (в 1817 г. в возрасте 21 года) ребенка взяла к себе бабушка, Е.А. Арсеньева.Именно эта статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева. Воспитание Лермонтова ложится на плечи бабушки. Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы.

Лермонтов получает прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью.

Лермонтов часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ. Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу, рожденную для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей утреннего солнца.

Синие горы Кавказа, приветствую вас.

Вы взлелеяли детство моё;

Вы носили меня на своих одичалых хребтах,

Облаками меня одевали,

И я с той поры всё мечтаю о вас, да о небе…

В 1827 году Лермонтов успешно сдаёт экзамены в Московский благородный пансион.

Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых впечатлений. Первая любовь, первые столкновения с миром зла и несправедливости, первые стихи.

Одно из них «Москва, Москва!. Люблю тебя как сын…»

Подготовка к восприятию стихотворения

В 1812 французский император Наполеон решился на вторжение в Россию. Началась война. Великий полководец М.И.Кутузов, командовавший в той войне русской армией, приказал покинуть своим солдатам Москву. В Кремль вошли войска Наполеона. Пожары, голод, болезни ждали французов в Москве. Кремлевские храмы были разграблены французскими солдатами. Отступая, Наполеон приказал взорвать часть стен, башен и сооружений. Однако уже в 1813 большинство храмов было приведено в порядок.

Эти исторические события вдохновили поэта к написанию стихотворения о родном городе.

Первичное восприятие текста Учитель читает стихотворение

Беседа - Какие чувства вызывает у вас это произведение?

- В каких словах слышится любовь поэта к своему городу?

- Прочитайте самостоятельно стихотворение и понаблюдайте, в каких ещё словах поэт выражает свою любовь к Москве. (Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый, безмятежный)

- Как поэт называет Кремль, с кем сравнивает? (Столетний русский великан).

- Кремль поэт сравнивает со столетним великаном. «Столетний великан» - это метафора.

Прочитайте определение слова метафора.

Метафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов.

- Кого в стихотворении автор называет чуждым властелином? (Наполеона, занявшего Кремль)

- Что хотел Наполеон сделать с Кремлём? Найдите ответ в тексте (Помериться главою, низвергнуть)

- Как вы понимаете эти слова?

- Удалось ли пришельцу разбить Кремль? Докажите словами из стихотворения (Величавый Ты жив!)

Подготовка к выразительному чтению

- Какова основная мысль стихотворения? (Любовь поэта к Родине. Поэт воспевает Кремль и гордится своей Родиной)

- Подготовьтесь читать стихотворение выразительно: подумайте, какой тон выберете – грустный, торжественный или радостный. Обратите внимание на паузы: они не всегда совпадают с концом строки, пользуйтесь карточками «Знаки-помощники». Работа в парах.

Проверка выразительного чтения

Физминутка

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже,

Солнце жжёт,

Побежим скорее в море,

Окунёмся, поплывём.

Заигрались мы чего-то,

Надо на урок бежать.

- Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.

Подготовка к восприятию стихотворения

- Как вы думаете, что увидел Лермонтов? (Синее море, корабли, парусники)

-Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море.

Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью.

- Какое море в тихую погоду, в бурю?

Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты.

Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус.

Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус».

(учитель читает стихотворение «Парус»)

Работа с текстом стихотворения «Парус»

- Как красиво лермонтовское стихотворение! Нам хочется разгадать секрет его впечатляющей силы.

Анализ текста.

- Какими словами рисует Лермонтов море? (голубое, лазурь, луч солнца)

- А какого цвета парус? (белый)

- Белый, лазурный, голубой, золотой.

-Какие чувства они рождают? (эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости)

- Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение? (парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти.)

Прочитаем первые 2 строки каждого четверостишия. Что рисуют нам они? (безбрежность неба, сияние солнца, и среди воды, ветра, воздуха – парус)

Одинокий парус между небом и землёй.

- Прочитаем последние 2 строчки четверостиший. Чей голос звучит в них? (самого поэта, его размышления)

- Пейзаж не может слиться со строками, рисующими состояние героя. Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение и не относить его к пейзажной лирике.

Сколько раз употребляется слово парус? (один)

Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастия не ищет, он просит бури)

-Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете?

- Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить про гордых и отважных людей.)

1строфа.

- Что видим? (море, небо, паруса, затишье)

- Поэт не только нарисовал изумительную картину природы, но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Казалось бы, какие простые слова, но сколько в них силы!

- Как надо читать1 строфу? (спокойно)

- А теперь проследим роль глаголов. Какие глаголы относятся к парусу? Парус белеет. Это очень важный глагол. Он позволяет увидеть не просто признак (белый), а признак и движение паруса.

2 строфа.

- Что видим? ( парус, шторм, волны, ветер, мачта)

- Как читаем? (взволнованно) Природа и море оживают (играют волны, ветер свищет).

- А парус? ( и парус также полон напряжения: мачта гнётся и скрипит)

- А где сейчас по отношению к нам находится парус? (близко, мы слышим скрип мачты)

-Именно в час бури герой «счастия не ищет и не от счастия бежит». Одиночество паруса отступает в час бури. Герой забывает о нём, когда вокруг бушует море и свищет ветер. Одиночество, которое гонит его, заставляет двигаться, в этот момент поглощено более мощным движением – оно поглощается борьбой со стихией.

3 строфа.

- Что видим? (ослепляющий своей красотой морской пейзаж)

- Как читаем? (светло, торжественно)

- А где нужно находиться, чтобы увидеть эту красоту? (на палубе парусника)

В природе воцарился покой. А парус? («А он, мятежный, просит бури») Парус назван «мятежным». Каково значение этого слова?

Работа со словарём. «Мятежный» - тревожный, неспокойный, бурный.

Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение, ведь финал стихотворения – это последний аккорд, который несёт основную смысловую нагрузку. (Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое.)

- На какого человека похож парус? (Лермонтов воспевает сильного, мужественного человека, гордится им.)

А теперь попробуем прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины.

Выразительное чтение стихотворения «Парус»

Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами.

Заключительное слово учителя

Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Но время не сказалось на тексте, который стал долговечнее камня.

Каждое поколение читателей пытается разгадать тайну этого замечательного стихотворения. А парус всё белеет! Это одно из тех стихотворений, которые пробуждают « души прекрасные порывы».

Итог урока.

Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди! Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины.

Рефлексия На доске незаконченный морской пейзаж. Добавьте, пожалуйста, солнышко, если считаете, что урок был полезным и интересным,лодочку – если понравилось, но не всё, тучку - если скучным и неинтересным

Выполнить задания: Домашнее задание.

1. Выразительно читать стихотворение М.Ю. Лермонтова « Парус».

2.Нарисовать рисунок к стихотворению.

Категория: Литература
15.01.2023 19:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!