СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Размышление о...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вот уже много лет я работаю в школе. Почти все мои сокурсники, с которыми я когда-то грызла гранит педагогической науки, уже давно освоили другие профессии. И при встрече искренне удивляются тому, что заставило меня так долго задержаться на таком «неперспективном и не хлебном» поприще. А я так ни разу и не дала чёткого и ясного ответа… Действительно, а что заставляет меня каждое утро вставать и спешить к первому уроку в свою маленькую сельскую школу?.. Именно об этом мне хочется поразмышлять в эти первые дни наступившего года.

Новый 2015 Год для меня начался очень знаменательно! Нет, я не получила ни почетных званий, ни высоких наград, ни шокирующих премий…. Я получила несколько приветственных слов в Личку на страничке ВКонтакте. Слов, которые дороже всех возможных наград вместе взятых. Мне писала бывшая и давняя ученица, в прошлом озорная шалунья Анюта, а теперь уже взрослая, успешная, молодая женщина Анна. Так же как все, она задала мне бессменный вопрос: «Как ваши дела Наталья Владимировна? Чем теперь занимаетесь? Неужели до сих пор в школе работаете?». И на своё: «Да, всё так же в школе» - я получила ответ: « Везёт же детям!».

Я потом ещё долго читала и перечитывала эти такие короткие строчки, уместившие в себя всю мою долгую учительскую жизнь…

Учитель. Преподаватель. Педагог. Воспитатель. Что значат для меня эти понятия?

Учить, научить, преподать, дать, отдать, воспитать…

Ответ размыт, нечеток, и самое главное – совсем не хочет вмещаться в рамки привычных слуху, гладких и отточенных формулировок.

Для меня учитель – это тот, кто вовремя распахнёт свои объятия навстречу едва заметному, импульсивному движению ребенка, старающегося, вопреки своей сущности, сохранить спокойный, невозмутимый вид, сопутствующий его напускному безразличию.

Учитель - тот, кто за бесконечным ворохом ошибок и проступков, распознает чуть заметный «родничок» той самобытности, которому суждено пролиться в могучий поток народной культуры.

Учитель - тот, кто искренне верит, что маленькие светлячки, поблёскивающие в детских глазах, обязательно зажгутся яркими звёздами на духовном небосклоне будущего.

Учитель - тот, для кого ребёнок - удивительный и прекрасный мир. Целый мир звуков, красок, «белых пятен», надежд, улыбок, слёз, разочарований, обещаний, обманов, счастья и горя.

Учитель - тот, для кого ребенок значит в тысячу раз больше, чем он сам, кто умеет быть невидимкой, растворяясь в нём, пока не начнёт чувствовать его чувствами.

Можно ли достичь этого? Как достичь этого? На мой взгляд, тут необходимы три составляющие: так называемая искра Божья, опыт и желание.

Значение каждого из них трудно переоценить, нехватка одной ведёт к полной беспомощности и бесполезности остальных двух.

Искра Божья - категория, увы, наиболее реликтовая, очень желательна в любом деле, но в учительстве – совершенно необходима. Говорить о ней много не приходится по той простой причине, что она либо есть, либо нет.

Опыт… Меня удивляет, с какой легкостью мы, взрослые, к месту и не к месту употребляем пословицы, поговорки, не задумываясь об их смысле.

«Умный  на чужих ошибках учится, а дурак на своих»!? Никогда и ничему нельзя научиться на чужом опыте. Чужой опыт анализируем, осмысливаем, применяем, но учимся - на своём. Путём собственных проб и ошибок, на своих падениях и взлётах, на своих победах и неудачах постигает человек мудрость жизни.

Опыт - это тот блистательный рыцарь, который отворяет златые врата во дворец её величества - Мудрости….  И не так страшно быть обманутым, преданным и осмеянным людьми, чем перестать в них верить.

Не так страшно понести потери, как потерять себя. Желание как бы венчает две предыдущие категории, без него, сколь бы талантлив и опытен не был человек, все превратится в холодный и обезличенный инструментарий.

Желание - необходимое условие созидания, развития. Желание понять ребёнка и помочь ему принять его всего, целиком, без всяких условий, оговорок. Обыкновенное чудо становления личности возможно; И происходит оно, когда взрослый глубоко погружается во внутренний мир ребёнка.

Вот что такое, на мой взгляд, учительство и человек, который избрал эту деятельность своей профессией. И уже после приходит профессиональное знание в купе с дипломом специалиста. Уже после «познавательные процессы личности» и «формирование самосознания». Уже после теория обучения и воспитания. А в начале - это умение замечать интуитивные движения детской души.

И тогда главным признаком профессиональной «педагогической» зрелости будет потребность отдавать свет и тепло своего сердца. А эта способность связана не с возрастом, стажем и образованием, а состоянием души.

Может быть именно поэтому, я из года в год на первой страничке своего плана воспитательной работы пишу одни и те же слова известного английского физика Джеймса Максвелла:

«Наш мир может, несколько страшен, И жизнь наша – без толку труд. Всё ж буду работать отважно, Пускай меня глупым зовут».

Категория: Всем учителям
08.01.2015 12:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!