СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка доп. материала к уроку литературное чтение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С.В. Михалков «Мой щенок»

6.

Тема и номер урока в теме: Писатели- детям, 8 час

8.Цель урока: формирование доброго и ответственного отношения к домашним животным на примере изучения стихотворения С.В. Михалкова «Мой щенок»

Задачи:

Обучающие:

- учить пользоваться разными видами чтения, выделять в тексте главное;

- развивать и закреплять умения прогнозировать и анализировать информацию;

- учить делить текст на смысловые части.

Развивающие:

- формировать умение грамотно высказывать своё мнение о героях и их поступках;

- развивать устную речь учащихся.

Воспитывающие:

-воспитывать любовь и доброе отношение к братьям нашим меньшим.

9. Планируемые результаты:

Предметные:

- знать кратко биографию С.В. Михалкова;

- уметь анализировать и выразительно читать стихотворение.

Метапредметные:

Регулятивные:

- уметь определять тему и цель деятельности на уроке, высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией или текстом.

- уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;

- выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;

Познавательные:

- уметь ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; осмысленно читать; уметь доказывать свою точку зрения словами из текста;

- уметь делить стихотворение на части и озаглавливать.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

10. Тип урока: урок изучения нового материала

11. Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах.

12. Используемые средства: дерево предсказаний, лист самоценки

13. Используемые технологии: частично –поисковый метод, личностно-ориентированное обучение,

14. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, аудиозапись.

15. Структура и ход урока

Ход урока

I. Организационный момент. 2мин

Проверка Д/З

С творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке? Слайд 1

-С какими произведениями С. В. Михалкова вы знакомы?

Слайд 2

-О ком пишет поэт в своих произведениях? (о детях, животных)

Назовите произведения, которые вы читали дома.(Мой секрет. Сила воли)

Кто желает прочитать вслух «Мой секрет», «Сила воли».

II. Мобилизующий этап

Речевая разминка

- Отгадайте загадку: «Лежит - молчит, пойдёшь - заворчит. Кто к хозяину идёт, она знать даёт».

- Какие пословицы о собаке вы знаете? (Собака – верный друг человека)

- Почему так говорят?

- Как называют детёныша собаки? Прочитайте запись на доске.

«Два щенка, щека к щеке, грызли щётку в уголке!»

- Что это? (скороговорка)

- Какой звук отрабатывается? (щ)

- Прочитайте с удивлением (сердито, шёпотом)

III. Постановка учебной задачи

Сегодня мы продолжим изучать творчество Сергея Владимировича и познакомимся с новым произведением.

Слайд 3- Определим название. Для этого надо эти слова прочитать слова справа налево.

( КОНЕЩ ЙОМ)

- Какова же тема урока? (С.В.Михалков «Мой щенок») Ставлю тему на доску.

Слайд 4- Какие задачи мы сегодня на уроке будем решать?

Продолжите предложения:

Мы познакомимся с…

Мы научимся…

Мы будем учиться…

Итак, задачи поставлены.приступаем к работе.

IV.Подготовительная беседа.

Поднимите руки те, у кого дома живут кошки, собаки (попугаи, хомячки, черепашки). Больше всего у ребят кошек и собак.

Слайд 5 -Скажите, как нужно содержать животных? нужно ли заботиться, ухаживать за домашними питомцами?

- Девизом у нас на уроке будут слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери : «Мы в ответе за тех, кого приручили» (девиз на доске)

-Как эти слова связаны с произведением С. В. Михалкова узнаем в конце урока.

V. Изучение нового материала.

1.Прогнозирование

- Вы уже догадались, кто главный герой в произведении?

Слайд 6- Выберите картинку, которая подходит к слову щенок. Кто такой щенок? ( детёныш собаки)

- Откройте учебники. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 35. Что вы можете сказать о девочке? (Грустит) А вы можете сказать, почему она грустит? Давайте предположим с вами, что случилось. Поработайте в группах. На ваших столах листья, напишите на них, свои предсказания, предположения. (Работа с деревом предсказаний).

- Что нужно сделать, чтобы узнать точно, что произошло? Чтобы узнать, надо прочитать стихотворение.

2. Первичное восприятие (аудиозапись)

-Прослушайте аудио запись произведения

3. Проверка восприятия

К какому жанру относится это произведение?

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое настроение оно вызвало у вас?

- Почему же грустила девочка? Верны ли были наши предположения?

3. Повторное чтение стихотворения учащимися.

Сейчас мы ещё раз перечитаем произведение, но прежде выясним значение неизвестных, новых слов и выражений, которые встретятся в произведении. Если значение слова не знаем, что надо сделать? (обратиться к словарю или к справочнику). Значение, какого слова мы найдём в словаре учебника? Жбан – деревянный сосуд для хранения продуктов (кувшин с крышкой)

3.Словарная работа.

- Поработайте в парах. На ваших словах карточки. Соотнесите слово и его значение.

Кладовка – пристройка к дому из дерева (помещение), где хранят вещи и продукты.

Сбилась с ног – много ходила, устала.

Перекошена щека – неодинаково выглядят левая и правая стороны щёк (мордочки собаки).

Пчелиный рой – семья пчёл.

Лежит пластом – лежит, вытянувшись, и не шевелится. Сверьте свою работу с экраном и результат отметьте в листе самооценки.

4. Чтение стихотворения учащимися по цепочке.

Цель: постарайтесь почувствовать отношение автора к героям. Читают.

- Какие чувства вы испытывали во время чтения?

VI.Физкультминутка про собачку

V. Продолжение работы над стихотворением

1. Вторичное чтение

Прием «Чтение с остановками» (чтение стихотворения по частям).

Чтение первой части

- Как вы понимаете словосочетание «сбилась с ног»? - Почему девочка сбилась с ног?

- Как можно озаглавить эту часть?(Щенок пропал). Ставлю на доску карточку.

Чтение второй части

- Как вел себя щенок с самого утра?

- Как вы понимаете эти строки «он увидел одеяло – покрываться нечем стало»?

- Что главное в этой части?(Щенок шалит)

- Как автор пишет о шалостях щенка?(с юмором)

- Почему так решили?

- Как можно озаглавить эту часть? (Проказы щенка) ставлю на доску карточку.

Чтение третьей части

- Как чувствовала себя девочка, потерявшая щенка? Докажите словами из стихотворения.

- Как озаглавим эту часть? (Девочка грустит)ставлю на доску карточку.

Чтение четвертой части

- Каким вернулся щенок домой? Почему?

- Как вы думаете, эта часть стихотворения грустная или смешная?(и грустная и смешная)

- Почему автор так рассказал о несчастье щенка, что нам грустно и в то же время смешно?

- Почему автор щенка называет «страшный зверь»? (он не был похож на того щенка, который жил у девочки)

- Как озаглавим эту часть? (Возвращение щенка)

Чтение пятой части

- Как теперь ведет себя щенок?

- Что значит «лежит пластом»?

- Как девочка относится к своему щенку?(ухаживает, лечит, любит. Она очень привязана к своему другу)

- Как можно озаглавить эту часть? (Девочка лечит щенка)

2. Работа над выразительным чтением.

Сейчас поработаем над выразительным чтением.

Кто напомнит, что значит читать выразительно?

Как нужно читать 1-6-ю строчки стихотворения? (С чувством тревоги)Читают.

- Как читать с 7-й по 22- ю строчки, где рассказывается о том, что делал щенок утром? ( Спокойно, с удивлением)Читают.

- Какое чувство нужно показать, читая строчки с 23-й по 28-ю? (грусть, тревогу).Читают.

- Как нужно прочитать слова матери? (Спокойно)

- Как прочитать строчки, где девочка горюет, что пропал щенок? (Грустно).Читают.

- Как, ребята, вы будете читать строчки, где появляется щенок? (С чувством удивления, страха, потом - с чувством жалости).Читают.

- Слова мамы как прочитаем?

« Дверь закрой!

К нам летит пчелиный рой » (Быстро и с тревогой)

- Как прочитать последние строчки стихотворения? (Сначала с чувством жалости и любви, а потом - последние строчки с чувством гордости).

« Я не бегаю к врачу –

Я сама его лечу».Читают.

2.Характеристика героев

- На ваших столах лежат карточки. Поработайте самостоятельно.

-Выбери и подчеркни слова, характеризующие девочку и щенка

Девочка

ответственная

заботливая

ленивая

добрая

Щенок

шаловливый

ленивый

непоседливый

трусливый

Категория: Литература
25.05.2023 21:31


© 2023, id81690584 60

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!