СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Обоснование необходимости инклюзивного образования:

  1. Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;
  2. Анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей;
  3. Анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми.

Ключевые принципы инклюзивного образования:

  1. дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;
  2. все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;
  3. индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;
  4. инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства - то есть всех групп заказчиков образовательных услуг.

Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения. Данный проект направлен на оказание поддержки в __________________________________________________, в котором развивается инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются вместе с обычными детьми.

Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации предназначен для решения сложной проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Особенные дети есть почти в каждой школе, и при обучении такого ребенка возникает ряд сложностей. Учителю необходимо понять: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком. Со стороны родителей самого ребенка возникают такие вопросы:

  • как ребенок должен посещать школу,
  • чему должны его там учить,
  • как решать проблемы взаимодействия с одноклассниками и др.

Со стороны родителей других детей:

  • не повлияет ли совместное обучение на объем программы в сторону её сокращения,
  • получат ли обычные дети необходимые знания и т.п.

Со стороны ребенка с ОВЗ:

  • найдет ли он друзей,
  • комфортно ли ему будет,
  • сможет ли хорошо учиться и т.д.

Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Задачи:

1.Разработать нормативно-правовую базу по проблеме.

2.Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса.

3.Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.

4.Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

5 Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

6. Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.

7.Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.

8. Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе

9. Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов.(разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ

10.Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам инклюзивного образования.

Подзадачи:

В работе с семьей:

  • Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
  • Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
  • Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

В работе с педагогами:

  • Создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме инклюзивного образования.
  • Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
  • Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.

Ожидаемые результаты:

  • Разработка модели инклюзивного образования и эффективное её функционирование в образовательном учреждении.

Индикаторы результативности:

  • Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы)
  • Результаты диагностики:
    • развития детей,
    • уровня детско-родительских отношений,
    • личностного развития родителей и педагогов. (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности)
  • Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов).
  • Повышение рейтинга учреждения.

Концептуальными основами проекта являются:

Правило по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями возможностями о том, что “следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах”, что включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования обязательно.

Утверждения Л.С. Выготского о построении и формировании высшей психической деятельности, совершаемой в процессе социального развития ребенка, в которой социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности; развитие ребенка с ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника.

В качестве основной концептуальной идеи выступает создание условий для получения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Принципиальными являются современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.

Деятельность в рамках проекта.

Целевую группу составляют обучающиеся __________________________ ( _______________ с нарушением зрения, ________________ – ребенок с нарушение слуха, __________________ с задержкой психического развития, ___ – детей-инвалидов, ___ – дети, которые стоят на «Д» учете; _______ человек – их здоровые сверстники), родители обучающихся.

Для построения и успешного функционирования модели инклюзивного образования необходим системный подход, программная форма организации, создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.

Системность подхода мы видим в выделении направлений, структурирующих модель инклюзивного образования:

  • Социально-педагогическое направление предполагает оказание
  • адресной дифференцированной помощи всем субъектам образовательной деятельности;
  • Программно-структурное направление включает организацию и содержательную разработку последовательных этапов по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности;
  • Содержательное направление - определение содержания, форм и методов интегрирования педагогических задач в практику обучения и воспитания;
  • Кадровое обеспечение - повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.

В реализации проекта примут участие сотрудники лицея, составляющие мультидисциплинарную рабочую группу, обеспечивающую психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной деятельности (детей, родителей и педагогов).

Для успешной реализации проекта по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации проведен анализ условий, имеющихся в МОУ.

Ожидаемые результаты:

• выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

• реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

• получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

• реализация себя в обществе;

• повышение качества жизни;

• организация дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательное учреждение;

• оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения - это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.

Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.

Интеграция - не новая для многих стран проблема. В массовых детских садах и школах находится немало детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам.

Интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в странах СНГ начале 90-х годов. Это связано с начавшимися в странах реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе, с наметившимся в общественном сознании поворотом к признанию самоценности личности, ее гарантированного права на свободу выбора и самореализацию.

Знакомство с зарубежными версиями интеграции, пришедшей на Запад 20 лет назад, сразу позволило увидеть ряд притягательных черт такого подхода к образованию детей с психофизическими нарушениями. Интеграция привлекла, прежде всего, родителей, имеющих проблемных детей, и именно они стали активно инициировать попытки обучения своих детей (с самыми различными отклонениями в развитии) в массовых детских садах и школах.

Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.

Категория: Завучу
24.02.2019 13:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!