СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вотякова Т.В., учитель физической культуры Пивоваровской школы
Олимпийское образование как существенная часть программы экологизации учебно-воспитательного процесса и физического развития обучающихся.
Согласно распоряжения Министерства образования Иркутской области «Об экспериментальных площадках ИСМО РАО» от 21.05.2012 №640/1-мр о включении Пивоваровской школы в Перечень экспериментальных площадок ИСМО РАО по апробации вариантов Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни начального и основного общего образования в соответствии с ФГОС с мая 2013 года я являюсь учителем-эксперементатором площадке, которая находится в Пивоваровской школе. Разрабатываю разделы программы, которые связаны с обиспечением здорового, безопасного образа обучающихся. Согласно приказа по школе №10 ОД от 2 сентября 203 года я в хожу в ВТГ – временную творческую группу (Подгруппа №3) по «Разрабатке и внедрению вариантов программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни начального и основного общего образования в соответствии с ФГОС». Со мной так же работают - Кащей М.Н., педагог-психолог; отвечает за психологическое сопровождение разработки Программы; Вотякова Т.В., учитель физической культуры; отвечает за разработку раздела Программы, связанного с формированием здорового и безопасного образа жизни в среднем звене школы; Васина И.В., учитель начальных классов; отвечает за разработку раздела Программы, связанного с формированием здорового и безопасного образа жизни в начальном звене школы.
Наша работа основана на концепции экологизации учебно-воспитательного процесса, экологического образования в ПИВОВАРОВСКОЙ школе. В её разработке я принимала не посредственное участие, а сама концепции основана на идеях Дзятковской Е.Н. и ХлебногоА.Н.
Наша концепция разработана на основе:
- нормативных требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС);
- идей образования для устойчивого развитии, представленных в документах ООН (Повестка дня на 21 век, Декада ООН по образованию для устойчивого развития, Стратегия ЕЭК ООН по образованию в интересах устойчивого развития и др.);
- идей Экологической доктрины РФ, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г., № 61), а также:
- решений Пленумов Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО (03.10.2008 г.; 01.07.2009 г.);
- Постановления Отделения общего среднего образования РАО (18.03.2010 г.).
- Распоряжения Министерства образования Иркутской области от 21.05.2012 г. №640/1 – мр, Перечень ОУ участников Федеральной экспериментальной площадки ИСМО РАО
Мы исходим из того, что экологизация УВП в нашей школе должна быть направлена на
· социализацию обучаемых, их готовность и способность к практической деятельности в интересах устойчивого развития местного сообщества;
· приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели;
· ориентацию в системе нравственных категорий экологической этики, приобретения опыта решения противоречий экологического сознания;
· воспитание экологической ответственности, приверженности общенациональным ценностям; гражданственности; готовности к социальному партнерству, соблюдению экологической законности, демократических форм согласованных действий по комплексному решению социальных и экологических проблем; негативного отношения к любым формам неравенства – экономического, расового, гендерного, возрастного, образовательного – как источников неустойчивого развитии;
· формирование готовности действовать и жить в обществе рисков и неопределенности, постоянно повышая свою экологическую грамотность, осваивая новые способы экологически безопасной жизнедеятельности, показывая пример экологической культуры;
• накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях – участвовать в экологическом просвещении, планировании социального развития территории своего проживания – Ушаковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, сотрудничестве по обеспечению экологической безопасности, здоровья людей, качества окружающей среды.
Цели общего экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР) формулируются на метапредметном, личностном и предметном уровне в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель общего ЭОУР:
формирование у молодого поколения экологической культуры, которая включает экологическую направленность личности, экологическое мышление, умение повышать свою экологическую грамотность, осуществлять эколого-проектную деятельность в интересах устойчивого развития.
Все спортивно-оздоровительные мероприятия направлены на пропаганду здорового образа жизни, проводятся под девизом: «Здоровье – всей жизни основа, со школы его укрепляй!»
Закон Российской Федерации "Об образовании" определил в числе важнейших принципов образования его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, реализацию права молодежи на свободный выбор взглядов и убеждений. Осуществление в образовательном процессе этих принципов требует поиска и использования новых, нетрадиционных, источников образования, проповедующих общие для всего человечества моральные и духовные ценности. К числу таких важнейших социальных явлений общества, оказывающих огромное влияние на его жизнь, относится олимпийское движение. Исходя из вышеизложенного я подошла к идеям Олимпийского образования в условиях обычной сельской школы. Разработала план мероприятий по внедрению системы Олимпийского образования «Сочи 2014».
В программе по данному курсу учитываются цели и задачи основной школьной программы по курсу физическая культура. Особую актуальность приобретают меж предметные связи при изучении разделов программы по истории возникновения античных и современных олимпийских игр.
Цель: Сформировать в сознании учащихся образ олимпизма, олимпийского движения и олимпийских игр как яркую, наглядную, представительную, запоминающуюся модель современного общества, которая ориентирует на общечеловеческие организационные и правовые нормы, духовные, нравственные и эстетические ценности.
Задачи:
Мои действия:
· Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей).
· Технология коллективного способа обучения (такая организация занятий, при которой происходит общение учащихся в мини-группах по 2-3 человека, когда каждый учит каждого).
· Технология использования потенциала личностно-ориентированного подхода в обучении (такая организация занятий, при которой каждая личность признаётся носителем субъектного опыта; широко используются эффекты исследования проблемного и творческого поиска).
· Информационные компьютерные технологии (использование на занятиях информации из источников в Интернете, с помощью компьютерных программ составление перспективных планов по развитию олимпийского движения в России.)
· В целях совершенствования системы Олимпийского образования школьников, стимулирования изучения ими основных Олимпийских знаний, популяризации творческого труда выдающихся олимпийцев, их благородных поступков, являющихся эффективным методом воспитания подрастающего поколения, проводится конкурс лучший реферат, конкур рисунков на спортивную тему, тесты по знаниям олимпийского движения. Ежегодно ученики школы участвуют в городском конкурсе " Олимпийское образование России ". В своей работе использую научную концепцию и теории авторов: ведущего педагога профессора, доктора педагогических наук Ляха В.И, а так же профессора педагогических наук Третьякова П.И
· Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований – Спартакиад. Их любят учащиеся, Спартакиады стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Спартакиады являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся.
· Внутри школьные соревнования (Спартакиады) проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию. Внутри школьные соревнования (Спартакиады) являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время. Главное в том– что правильно организованные соревнования в рамках Спартакиады способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности.
· Центром организационно-массовых соревнований (Спартакиад), должна стать школа. Это очевидно, т. к. именно в школе учащимся, начиная с 1 класса, представляется возможность принимать участие во внутри школьных соревнованиях (Спартакиадах).
· Организаторам внутри школьных соревнований необходимо помнить, что участию в спортивных соревнованиях любого ученика должна предшествовать спортивная подготовка. Только в этом случае соревнования будут для учащегося полезными.
· Совместные действия учителей физической культуры и руководителей (ОБЖ) является отличным фактором усиления физической и начальной военной подготовки учащихся старших классов. В порядке внеклассной работы руководители (ОБЖ) совместно с учителями физической культуры организуют подготовку и сдачу нормативов по стрельбе, метанию гранаты, судей не только по видам спорта, но и в том числе юных инструкторов по гражданской обороне по предмету (ОБЖ). Учителя физической культуры, совместно с руководителями (ОБЖ) осуществляют подготовку по военно-прикладным видам спорта. Их взаимодействия активно проявляются в организации внутри школьных соревнований по программе: '' Зарница '', проведение викторин по параолимпийскому и олимпийскому движению.
· В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования '' Веселые старты '', '' А, ну-ка парни! '', '' А, ну-ка девушки ! '', '' Папа, Мама – Я спортивная семья! '', '' Кожаный мяч '', '' Белая ладья '', '' День прыгуна '', открытые старты на лучшего бегуна, прыгуна, метателя и т. д.; в зимних условиях - катания на лыжах, санках.
· Необходимо, чтобы все эти виды активного отдыха проходили без чрезмерной повышенной физической нагрузки, интересно для всех учащихся. Для подготовки и проведения дней здоровья директор школы привлекает весь педагогический коллектив школы во главе с организатором внеклассной и внешкольной работы. Необходимо, в рамках проведения дней здоровья привлекать родительский комитет школы, обеспечивая присутствия родителей на спортивных праздниках по плану школы.
· Одним из обязательных условий является обеспечение этого мероприятия медицинского обслуживания.
· Основным показателем результативности дня здоровья является массовость. Поэтому, при проведении главное внимание уделяется занятости школьников, активному участию всех их в запланированных видах программы. Временно освобожденные врачом от занятий физической культурой учащиеся также находятся в составе класса на местах проведения спортивных мероприятий, что положительно скажется и найдет достойное применение полученных знаний и навыков в дальнейшей жизнедеятельности учащихся, повышения уровня учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе.
· Однако они не участвуют в соревнованиях, играх, в выполнении физических упражнений, а оказывают посильную помощь учителям физического воспитания, классным руководителям в их проведении.
· Дополнительно привлечь к регулярным занятиям учащихся проведение мониторинга реализации мероприятий по внедрению системы олимпийского образования «Сочи 2014 год»
· А также проводится ежегодно осенью и весной легкоатлетические эстафеты посвященные олимпийским играм в Сочи 2014 г, что положительно сказывается и найдено достойное применение полученных знаний и навыков в дальнейшей жизнедеятельности учащихся, повышения уровня учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе.
Вывод:
· Затронут вопрос организации Олимпийскому образованию как существенная часть программы экологизации учебно-воспитательного процесса и физического развития обучающихся, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе свидетельствуют о многогранности форм и методов этой работы.
· Безусловно, данная работа требует большого труда педагогического коллектива школы, особенно учителей физического воспитания.
Поэтому, главным направлением в проведении любых физкультурно-спортивных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное участие, прежде всего самих школьников. Данная работа по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий не должна быть стихийной, бесконтрольной. Ее следует систематически направлять администрацией, учителями физического воспитания, в данную работу должен включиться весь педагогический коллектив школы, однако эта работа должна стать более плодотворной, если она будет тесно связана и подкреплена внешкольными формами физического воспитания самих учащихся.
Затронут вопрос Олимпийского образования как существенная часть программы экологизации учебно - воспитательного процесса и физического развития обучающихся. Таким образом, применяя в практической деятельности индивидуальный и дифференцированный подход, развивая лучшие качества каждого способного ученика, учитывая социальный, генетический и физический аспекты личности, создаются необходимые условия для выявления одаренных детей, поддержания их мотивации к занятиям спортом. Безусловно, данная работа требует большого труда.
Использование усовершенствованной программы имеет высокую психо-эмоциональную окраску и повышает мотивацию школьников к занятиям физической культурой и спортом.
· Внеклассные спортивно- массовые мероприятия по пропаганде олимпийское образованию включают в себя такие соревнования как:
· - Декада физической культуры и ОБЖ, в которую входят президентские состязания, конкурс рисунков «Олимпиада глазами школьников» и ЗОЖ, конкурс фотографий:»Спорт и мы - вместе навсегда»,фестиваль спортивной песни и танца «Спорт, спорт, спорт», санитарных дружин, кросс, футбол, волейбол, баскетбол, пионербол, весёлые старты;
· - Один раз в четверть проводятся олимпийские уроки и лекции;
· - Дни спорта, дни здоровья;
· - А ну-ка парни;
· -Самый спортивный класс;
· -По отдельному плану ежегодно месячник патриотического воспитания;
· - «Папа, мама,- я спортивная семья»
· - Первенство по волейболу, баскетболу, пионерболу, футболу;
· - Безопасное колесо и тд.
· В течении 2011-2014 года участие в обобщении и распространении опыта образовательных учреждений по организации олимпийского воспитания обучающихся через публикации, семинары, методические объединения, конкурсы.
Литература
1. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. – 2002. – №1. С.24-34.
2. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации /Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2006. - № 6. - С. 2.
3.Баранов А. А., Щеплягина Л. А., Ильин А. Г., Кучма В. Р.
Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности //Российский педиатрический журнал. - 2005.№ 2. – С.4 – 7.
4.Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под общей редакцией А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
5. Лубышева Л.И. Спортизация общеобразовательных школ России: новые векторы развития физической культуры / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2007. — № 1. — С. 63.
6.Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод. сб. – М.,2001. С.46-48.
7.Седых Н.В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дис.. докт. пед. наук /Н.В. Седых. — Волгоград, 2006. — 44 с
© 2015, Вотякова Татьяна Владимировна 316