СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок:  Мировой  океан-главная часть гидросферы.

Цели и задачи урока:

Формировать представления о Мировом океане; вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана; изучить особенности распределения темпе­ратур, солености по поверхности океана.

Оборудование:

Карта океанов, физическая карта мира( интерактивное наглядное пособие); слайды (приложение).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

В начале урока учитель предлагает сравнить площадь суши и океана на диаграммах в учебнике или на доске:

Площадь суши значительно меньше, чем океана.Откуда же взялась такая огромная масса воды? Версии учащихся можно записать на доске в виде схемы:

О гипотезах происхождения вод океана можно прочитать в учебнике или заслушать сообщение. Космическая гипотеза происхождения воды говорит о том, что вода попала на Землю с падающими метеоритами. А теория земного происхождения воды утверждает, что вода появилась из мантии.

(Приложение)

Учитель выписывает на доске пункты изучения нового материала: вспомни, узнай, умей.

Вспомни: от чего зависит соленость и температура воды?

Узнай: как распределяются изотермы, изогаллы?

Умей: работать с картой, чертить графики, сравнивать.

-Итак, от чего зависит температура и соленость морской воды? (Температура зависит от широты, а соленость от температуры, испарения, впадения рек, образования льда.)

-А теперь перейдем ко второму пункту: «узнай».

Особенности распределения изотерм и изогалл учащиеся изучают в ходе беседы с учителем и заполнения схем (на доске и в тетрадях).

Схемы заранее заготовлены на доске, но частично закрыты листами бумаги или записаны на другой стороне листов.

Например, вид схемы до того, как она будет открыта:

Схема 1

Среднегодовая t воздуха: Среднегодовая t воды:

Вывод: ...

Вид схемы после того, как все листы будут открыты:

Среднегодовая t воздуха:

 

Среднегодовая t воды:

+14 оС

 

+17 °С

Вывод: температура воды в океане выше, чем температура воздуха, следовательно, океан является ак­кумулятором тепла

 

Годовые колебания температуры в океане не столь велики, как на суше. Если на суше они достигают 15 °С, то в океане очень редко превышают 38 °С.

 

Схема 2. Распределение температуры поверхностных вод

90° с. ш. (ответ-1,7° С)

Вывод:  температура  поверхностных  вод

60° с. ш. (ответ +4,8° С)

зависит от географической широты

30° с. ш. (ответ +21" С)

 

0° ш (ответ +27° С)

 

 

По окончании работы с этой схемой следует рассмотреть проблему образования льдов в океане.

-При какой температуре замерзает морская вода? (Соленая вода замерзает при температуре -2 °С.)

-В каких широтах образуется лед? Каким он бывает по продолжительности существования, по динамичности?

Схема 3. Изменение температуры с глубиной (в умеренных широтах)

О м (ответ:+16 °С)                            200 м (ответ:+15,5 °С)

1000 м (ответ: +3,8 °С)                     5000 м (ответ: +2,8 °С)

Желательно начертить график, откладывая по оси абсцисс глубину, а по оси ординат - температуру воды.

Оказалось, что разность температур между поверхностными и глубинными слоями воды, которая, к примеру, на экваторе составляет около 20 °С, можно использовать для производства электроэнергии. В настоящее время в Абиджане (Берег Слоновой Кости) действует электростанция, основанная на этом принципе.

Схема 4. Изменение солености с широтой (в промилле)

Экватор (ответ: 34)                          Вывод: самая высокая соле-

Тропики (ответ: 35,8)                       ность океанской воды в тро-

Умеренные (ответ: 33)                      пических широтах.

Схема 5. Изменение солености по океанам (в промилле)

Тихий (ответ: 34,8)

Атлантический (ответ: 35,5)             Вывод: самый соленый океан

Индийский (ответ: 34,8)                   Атлантический.

Северный Ледовитый (ответ: 32)

Схема 6. Изменение солености по частям океана (в промилле)

Средиземное (ответ: 39)

Черное (ответ: 18)                          Вывод: моря тропического пояса Красное (ответ: 42)                        имеют большую соленость, чем   

Баренцево (ответ: 35)                     моря умеренного пояса.

Карское (ответ: 10)                        

При переходе кораблей из воды малой плотности в воду высокой плот­ности их осадка меняется. Некоторые танкеры могут при этом изменить свою осадку на 0,4'м.

Схема 7. Прозрачность морских вод на примере морей

Белое (ответ: 8 м)                             Вывод:

Баренцево (ответ: 11-13 м)              прозрачность вод тро-

Саргассово (ответ: 66,5 м)                пических морей выше, чем морей

Средиземное (ответ: 60 м)            умеренного   пояса.

Максимальная прозрачность вод океана обнаружена в Саргассовом море. Она равна 66 м. В некоторых оживленных портах и в устьях рек она не превышает 1м.

Надев маску акваланга, мы можем вдоволь налюбоваться подводными пейзажами. И всякий, кому это удавалось делать, замечал, что у поверхности воды солнечный день так и остается солнечным, светлым, окрашенным в золотистые тона. Он разве лишь чуть-чуть подернут таинственными, го­лубоватыми сумерками. Но если вы нырнете поглубже, сумерки сгустятся. Давайте воспользуемся свидетельством первого человека, спустившегося в 1930 году в батискафе в морские глубины - Уильяма Биба. «Глубина 6 мет­ров: лучи света похожи на лучи, проникающие сквозь окна церкви. Глубина 78в метров: цвет быстро становится голубовато-зеленым. Глубина 183 метра: вода - голубая синева. Глубина 189 метров: вода - темная, сочная синева. Глубина 290 метров: вода имеет черно-синий, мутный цвет. Глубина 610 метров: полная, черная как смоль темнота...»

О том, что такое водные массы ученики читают по учебнику (Д.: с. 55-56). Сильные ученики могут вывести определение этого термина сами, им можно сделать подсказку:

-О каких массах мы уже говорили? (О воздушных массах.)

-Знаем ли мы, что такое воздушная масса? (Да.)

Дальше учащиеся справятся сами. После того как сильные ученики сформулировали определение, а остальные учащиеся переписали из учеб­ника, все варианты сверяются.

III. Практическая работа «Сравнение температуры, солености и про­зрачности водных масс»

Работу можно оформить в виде таблицы:

Типы водных масс

Температура

Соленость

Прозрачность

Экваториальные

Высокая

Низкая

Высокая

Тропические

Высокая

Высокая

Высокая

Умеренные

Меняется по сезонам года

Низкая

Низкая

Арктические

Низкая

Средняя

Средняя

IV. Подведение итогов урока

-Посмотрите на доску и скажите, достигли ли мы сегодня на уроке поставленных целей?

-Вспомнили ли то, что планировали?

-Где вам пригодились знания предыдущих уроков?

-Научились ли мы тому, что хотели?

Домашнее задание: выучить записи в тетради.

 

Категория: География
21.01.2015 09:13


Рекомендуем курсы ПК и ПП