СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока-исследования по окружающему миру по теме: «Экскурсия в осенний парк»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата проведения: 09.10.14

 

Цели урока:

  • провести исследовательскую работу по группам с целью выявления признаков осени, а также раскрытия тайны осени;
  • познакомить учащихся с изменени­ями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окрас­ки листьев растений в осенний период;
  • познакомить с представителями растений, произрастающих в парке;
  • развивать внимание, наблюдательность, речь, память, логическое мышление, аналитические способности детей;
  • укрепление физического здоровья, душевного равновесия, бережного отношения к природе.

 

Задачи урока:

  • привлечь внимание обучающихся к  наблюдениям за изменением в природе с приходом осени;
  • организовать работу в группах;
  • составить план исследования в группах;
  • исследовать изменения в природе с приходом осени;
  • развивать творческое воображение, внимание, речь, основы  исследовательской деятельности.

 

 Планируемые результаты:

 

Познавательные - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; анализируют изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществляют классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; обобщают (выделяют класс объектов по заданному признаку).

 

Регулятивные - оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

 

Коммуникативные - ведут учебный диалог; умеют работать в группах.

 

Личностные - предвидят результат своей деятельности; понимают личное затруднение и обращается за помощью к учителю; имеют представления о ценности и уникальности природного мира

 

Оборудование: листы белой бумаги, простые карандаши, пакетики для сбора природного материала для исследования, фотоаппарат, карточки-инструкции для групп.

 

Ход экскурсии:

I.  Мотивация к учебной деятельности.

1.  Вводная беседа.

(Она проводится у входа в  парк).

Учитель: Ребята, вам всем хорошо известно, что каждый год в каждое время года мы с вами посещаем наш парк. И сегодня мы с вами в очередной раз совершим экскурсию.

 

 

 

Но наша экскурсия будет проходить в необычной форме, в форме исследования. Поэтому и урок наш будет немного необычный. Мы отправляемся на экскурсию в  парк

вместе с самым красивым временем года, а какое это время года, вы скажите сами, отгадав загадку.

Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года? - ...

 

 Учитель: Догадались? Правильно – это осень.

 

Учитель: Наше исследование также будет проходить необычно: мы будем работать по группам и у каждой группы будет своё индивидуальное задание для исследования, а затем вы оформите свои работы-исследования либо в виде творческого проекта, либо в виде презентации. Это решать вам самим.

 

Учитель: Прежде чем приступить к работе, нам необходимо:

  • провести инструктаж по технике безопасности;
  •  вспомнить правила поведения в природе.

(Дети называют правила поведения в природе).

 

Учитель: Вначале нашей экскурсии давайте немного поговорим о том, какие же изменения в природе произошли в течение месяца сентября?

(Дети дают ответы на вопросы учителя и высказывают своё мнение по поводу изменений в природе с приходом второго осеннего месяца – октября).

- Какая сегодня погода?

- Как светит солнце? Где оно расположено?

- Какие стали дни? И с чем это связано?

(Дети дают характеристику данного дня).

 

II. «Открытие» нового знания.

Учитель: Ну что ж, ребята, время пришло для исследования.

(Класс делится на три группы по 5 человек).

Группы выбраны и должны взаимодействовать по определенным правилам. Лучше будет, если эти правила выработают вместе ученики,  не просто предложит учитель

Вот, например, какие правила установлены в нашем классе:

  1. работать дружно
  2. быть внимательными друг к другу
  3. работать по плану
  4. доводить начатое дело до конца
  5. слушать всех
  6. прийти к единому решению
  7. все  члены группы отвечают за результат

 

Среди членов группы распределяются ролевые функции. Возможны следующие ролевые функции:

 

 

 

 

Капитан - отвечает за работу группы в целом

Докладчик - выступает перед классом

Критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения

Секретарь - записывает высказанные идеи

Контролёр – проверяет, все ли поняли принятое решение.

 

(Учитель выступает в роли режиссёра, следит за работой групп и отслеживает интересные моменты и фотографирует).

 

Капитаны трёх групп получают карточки-инструкции для проведения исследований: каждой группе даны разные задания для исследования.

(Дети могут сами выбирать тему исследования, либо им предлагает учитель).

 

Учитель: ( На данном уроке задания для трёх групп предлагал сам учитель)

 

1 группа: «Изменения в природе с приходом осени».

2 группа: «Изменения в жизни растений парка с приходом  осени».

3 группа: «Изменения в жизни живых существ  парка с приходом  осени».

 

(Приложение 1)

 

 

Карточка-инструкция для 1 группы:

 

1.Выявить, какие изменения произошли в природе с приходом осени.

2. Назовите признаки осени.

3. Как светит солнце? Где оно расположено?

4. Какие стали дни? И с чем это связано?

 

 

 

 

Карточка-инструкция для 2 группы:

1.Выявить, какие изменения произошли в жизни растений с приходом осени.

2.Узнать, какие растения растут в парке.

3. Исследовать окраску листьев с приходом осени.

4. Как разные растения реагируют на приход осени?

 

 

 

 

Карточка-инструкция для 3 группы:

1.Выявить, какие изменения произошли в жизни живых существ с приходом осени.

2.Узнать, какие живые существа обитают  в парке.

3. Исследовать, как изменилась их жизнь  с приходом осени.

4. Как разные живые существа реагируют на приход осени?

 

 

 

(

 

Дети расходятся по парку и начинают свои исследования. (Время исследования 10мин)

 

Учитель: Наше исследование подходит к концу. Нам необходимо вернуться в класс, где мы продолжим работу над оформлением ваших исследований.

 

Динамичная физминутка

По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке И по этой по дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До нашей школы добежим На площадке, на  площадке Мы попрыгаем как зайки. Стоп. Немного отдохнем И в наш класс пешком пойдем.

III. Первичное закрепление.

Учитель: Итак, мы посетили с вами парк и не просто посетили, а провели индивидуальные исследования. Мне бы хотелось услышать ваши мнения о проведённой экскурсии.

(Дети высказывают свои мнения и делятся своими  впечатлениями).

 

IV. Самостоятельная практическая работа.

Учитель: Каждая группа должна выполнить следующую работу:

- оформить свою работу-исследование в одном из вариантов:

1.Творческий проект в бумажном варианте.

2. Презентация.

3. Творческий проект в электронном  варианте.

4. Фото-отчёт.

5. Оформление работы в виде рисунков и проведение конкурса рисунков.

6. Мини-сочинение об экскурсии.

 

Каждая группа выбирает одну из предложенных учителем вариантов.

 

Практическая работа по группам:

Участники трёх групп оформляют свои работы-исследования.

 

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

 

- Какие впечатления вызвал у вас  данный урок?

- Какие сложности возникли в ходе исследования? Почему? С чем это связано?

- Как вы с ними справились?

- Что особенно заинтересовало вас на данном уроке?

 

VI. Домашнее задание:

Оформить и подготовить к следующему уроку исследования  трёх групп в виде предложенных вам вариантов.

 

 

 

 

 

Источники дополнительной информации:

1.Виноградова Н.Ф., – учебник по окружающему миру, 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2.Виноградова Н.Ф., – рабочая тетрадь №1, 3 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013

3.Сюжетные картинки осени – Интернет ресурсы

4.Фотографии экскурсии в парк

30.12.2014 17:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!