СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности при подготовке к ВПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача современной школы – это формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся.

Функциональная грамотность – это один из важнейших показателей качества школьного образования, который может быть достигнут учащимися за время обучения и предполагает способность человека решать стандартные жизненные ситуации в различных сферах жизнедеятельности. А одной из ее главных составляющих является читательская грамотность.

Читательская же грамотность – это способность личности к чтению и пониманию любых письменных текстов и учебных материалов, направленная на формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанного, а также размышлять над предложенной тематикой. Обладание такими умениями позволяет каждому обучающемуся достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, а также принимать активное участие в социальной жизни общества.

Понимание текста — это один из ключевых навыков, которым должен обладать современный школьник. В 21 веке – веке цифровых технологий – проблема понимания текстов особенно актуальна, так как все мы находимся в мире переизбытка информации, которую важно не только выбрать, но и переработать, сделать простой и доступной для понимания. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, содержащиеся в том или ином информационном тексте, важно обращаться к разным источникам информации. А художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, аудиосообщения — словом, любой источник, который можно и нужно правильно осмыслить. Для этого и нужна читательская грамотность в образовательном учреждении. Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой дисциплины, изучаемой в школе. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность — это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности.

При подготовке учащихся к ВПР развитие читательской грамотности особенно необходимо, так как в данной работе анализу текста посвящен целый блок заданий. Основными проблемами современных школьников является невнимательное чтение, неумение определять основную мысль и тему текста, анализировать прочитанную информацию, поэтому основными задачами учителей-филологов являются:

  1. Выразительное чтение с соблюдением норм и правил, интонации и темпа, а также с последующим пересказом прочитанного;
  2. Выделение главной мысли всего текста или его частей;
  3. Понимание информации, содержащейся в тексте;
  4. Преобразование текстовой информации с учетом цели дальнейшего использования;
  5. Применение извлеченной из текста информации в изменённой ситуации;
  6. Критическое оценивание степени достоверности содержащейся в тексте информации.

Итак, рассмотрим один из вариантов ВПР по русскому языку для 6-х классов. Заданий, связанных с анализом текста всего 5. Первое (девятое) задание этого блока звучит так: «Определите и запишите основную мысль текста.» То есть учениками необходимо внимательно изучить предложенный текст, определить его тему и основную мысль. При подготовке необходимо вспомнить с ребятами о том, что основная мысль текста - это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.

Возьмём конкретный пример:

(1)Далеко не всегда городские улицы разных городов освещались фонарями и были безопасны в тёмное время суток. (2) Впервые фонари появились на улицах Парижа. (3) Началось всё с того, что полиция стала требовать, чтобы каждый домовладелец, помогая охране порядка, выставлял с десяти часов вечера в окне нижнего этажа зажжённую лампу. (4) Через некоторое время возникли специальные команды фонарщиков, которые за небольшую плату освещали дорогу всем желающим. (5) А спустя ещё несколько лет в городе были установлены фонари. (6) В честь этого события король Людовик Четырнадцатый повелел отчеканить медаль. (7) Говорят, что его царствование стали называть «блестящим» именно из-за уличных фонарей.

(8) Через двадцать лет после Парижа был освещён Лондон. (9) Один изобретательный человек по имени Эдуард Геминг взялся за небольшие деньги выставлять у каждой десятой двери фонарь. (10) Правда, фонари он выставлял не круглый год, а только зимой и только в безлунные ночи с шести до двенадцати часов. (11) И всё-таки его предложение вызвало бурю восторга. (12) Его называли гениальным изобретателем, говорили, что «открытия других изобретателей ничто в сравнении с подвигом человека, который превратил ночь в белый день».

(13) У нас в России ещё сто лет назад улицы освещались масляными фонарями. (14) Как выглядели тогда улицы Петербурга, рассказывает нам Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект»: «Как только сумерки упадут на дома и улицы и будочник, накрывшись рогожей, вскарабкается на лестницу зажигать фонарь, тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться. (15) Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет…» (16) Так что в России фонарь оказался не только средством обеспечения порядка на улицах в тёмное время суток, но и способом создания волшебства. (17) Недаром специальные аппараты для демонстрации рисунков, прообразы современных видеопроекторов, называли «волшебными фонарями».

(По М. Ильину)

Чаще всего в таких заданиях основной мыслью является одно из предложений, то, в котором содержится самая важна информация текста.

Здесь очень важно, чтобы учащиеся очень внимательно и вдумчиво читали текст, ведь в следующем задании ребят предлагается составить план текста, состоящий из 3 пунктов. Для того, чтобы успешно выполнить это задание нужно выделять основную мысль каждого абзаца. Для этого нужно опять перечитать каждый абзац, выделять ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. Они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. К данному тексту достаточно легко составить план:

  1. Фонари в Париже.
  2. Фонари в Лондоне.
  3. Фонари в России-способ создания волшебства.

Следующее задание №11 представляет собой вопрос по прочитанному тексту, на который ответь довольно просто, если внимательно прочитать текст. Ответ также чаще всего является предложением или словосочетанием из текста, нужно только внимательно его поискать.

Задания 12,13 и 14 созданы для проверки знаний учащихся в области лексикологии и стилистике, который неразрывно связаны с развитием читательской грамотности.

Таким образом, развитие читательской грамотности является неотъемлемой частью современного образования. Необходимо применять технологию продуктивного чтения на всех уроках, так как это будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Категория: Внеурочка
24.11.2024 21:54


Рекомендуем курсы ПК и ПП