СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интеллектуальной одаренности детей при обучении математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует ряд государственных программ по поддержке талантливой и одаренной молодежи, создаются специализированные и профильные школы и классы, в которых обучение ведется по специальным программам обучения, проводятся олимпиады и интеллектуальные соревнования различного уровня. Но необходимо рассмотреть и другие эффективные возможности для развития способностей и одаренности доступные каждому педагогу на своем рабочем месте, при которых были бы охвачены все способные дети. Здесь целесообразно рассмотреть возможности развитие одаренности при обучении во всех общеобразовательных школах во время обучения и во внеурочной деятельности. Такой подход имеет ряд преимуществ — нет больших экономических затрат, учащийся не отрывается от естественной для него среды, создаются условия для реализации способностей детей по различным предметам. Современное образование уходит от «штампов», и прогрессивные учителя все больше времени уделяют поиску новых форм и методов работы с одаренными и талантливыми детьми. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому и критическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Поэтому особое внимание уделяется развитию интеллектуальных способностей и одаренности на уроках математики и во внеурочное время, как одному из приоритетных способов мотивации учащихся в процессе обучения и воспитания гармонически и всесторонне развитой творческой личности. Как же построить систему работы по выявлению и развитию способностей и одаренности на уроках математики и во время внеклассной работы? Первой проблемой, с которой сталкивается любой учитель при организации работы в новом ученическом коллективе, является выявление интересов, способностей и талантов детей. Выявление одаренности ребенка — длительный процесс, связанный с анализом его развития. Точная идентификация одаренности посредством какой-либо единовременной процедуры тестирования невозможна. Здесь необходима работа в тесном сотрудничестве с психологической службой и другими педагогами школы, а также с родителями учащихся, комплексный подход к оцениванию разных сторон поведения и деятельности учащегося, в том числе и математической. Психологической службой школы проводится психодиагностика всех учащихся, определяется коэффициент интеллекта (IQ). Учителя математики могут использовать в своей работе (для диагностики и выявления одаренных и способных детей) результаты тестов интеллектуальных способностей Равена, Кеттела, теста на определение математических способностей Зиверта. Для определения конкретных навыков учителями разрабатываются специальные тесты по математике высокого уровня сложности. Необходимо в своей работе опираться на валидные методы психодиагностики. Такие методы основываются на оценке поведения ребенка в реальной ситуации. Это анализ результатов деятельности ребенка, наблюдение, беседы, экспертные оценки коллег и родителей. Следует отметить, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности длительны и сложны, требуют высокой квалификации педагогов (часто и специального дополнительного обучения). Здесь огромную роль играет процесс самообразование учителя, изучение специальной литературы по одаренности, нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов поданному вопросу, дистанционные курсы и семинары и пр. При выявлении и оценке одаренности ребенка очень важно определить и зону его ближайшего развития, что поможет при дальнейшей организации работы, выстраивании индивидуальной траектории обучения. Индивидуальные маршруты обучения позволяют не только прогнозировать ожидаемые результаты, но и наглядно видеть динамику роста или спада в каких-то областях знаний. Конечно, неформальный подход к разработке индивидуальной траектории обучения учащегося — это достаточно трудоемкий процесс и требует от педагога дополнительных затрат времени. После выявления способностей детей следующим важной проблемой является организация процесса интенсивного обучения.

Категория: Математика
10.12.2018 06:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!