СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала школьника на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный мир – это мир постоянных стремительных изменений. Изменения в будущем будут происходить гораздо быстрее. Каким будет мир завтра? Как подготовить ребенка к жизни в этом новом мире? Когда мы говорим о новом обучении, о новом образовании, то подразумеваем не только современные технологии обучения, но и те изменения, которые стоят за их появлением. Проблема формирования человеческого капитала в современном обществе стоит очень остро, так как он считается главным фактором формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний. Интеллект и творческий подход все больше применяются в качестве основного капитала современного общества. Сейчас мало быть просто образованным человеком, нужно уметь понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни. В своем ежегодном послании к Федеральному собранию В.В. Путин отметил, что «необходимо закрепить превосходство отечественной математической школы, это сильное конкурентное преимущество в эпоху цифровой экономики». Поэтому система математического образования призвана вносить основной вклад в формирование человеческого капитала для обеспечения конкурентоспособности России. Так как наибольшая способность к развитию проявляется в детстве, то задачей каждого учителя является отказ от преобладания репродуктивной деятельности в процессе обучения и максимальное раскрытие творческого потенциала личности школьника. В энциклопедическом словаре по психологии и педагогике сказано: «Творческий потенциал – это аспект, сторона интеллекта, характеризующаяся новизной в мышлении и оригинальностью при решении задач» Организуя систематическую творческую деятельность на уроках математики, результатом которой является создание новых образов или действий, можно формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся и обеспечивать переход от репродуктивных формально-логических, действий к творческим. Любое математическое задание ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Появляется проблема, над решением которой необходимо задуматься, если не превращать урок в тренировочную работу по готовому, данному учителем образцу. Сделанное самими обучающимися открытие приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в их памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде. Активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума и тем самым – к микро-сдвигу в их умственном развитии. Способствуют развитию творческих способностей уроки творчества. Это уроки составления и решения задач, на которых обязательно присутствуют элементы исследования решения. Такой вид деятельности позволяет активизировать мыслительные процессы, развивает умения и навыки более осознанного, практического применения школьниками изученного материала. В решении проблемы подготовки учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде актуальным становится преподавание математики с использованием современных информационных технологий. При наличии соответствующих условий удобно пользоваться электронными образовательными ресурсами, которые находятся в свободном доступе. Кроме того, учитель может разместить программу специального индивидуального курса для одаренных детей, необходимые информационные ресурсы на своем персональном Интернет-сайте, а также проводить онлайновые форумы, обмениваться электронной почтой. Становится всё более актуальным использование возможностей социальных сетей и мессенджеров в процессе обучения. Таким образом, использование компьютерных технологий, проблемного обучения, нетрадиционных уроков в работе с детьми при обучении математике позволяет достигать достаточно высокой эффективности обучения. Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности обучающихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математики является решение задач. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности обучающихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений. Как показывает практика, одним из эффективных способов развития предметной грамотности является компетентностно-ориентированное задание. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. КОЗ – это компетентностно-ориентированное задание, представляющее собой способ формирования и развития у обучающихся различных компетентностей. Наиболее значимые ключевые компетентности обучающихся: информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем. Ключевые компетентности обучающихся. Каждый аспект учитель может формировать на трех уровнях: первом, втором и третьем (это и есть требования к деятельности обучающегося). Компетентностно-ориентированное задание: – во-первых, это деятельностное задание; – во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; – в-третьих, оно строится на актуальном для обучающихся материале; – в-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами: Структура компетентностно-ориентированного задания Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность обучающегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. В современных учебниках немного компетентностно-ориентированных заданий (в основном, эти задачи первого уровня), но на базе имеющихся заданий можно разработать свои задания, формирующие ключевые компетентности. Рассмотрим пример использования задач из учебника, с помощью которых можно составить задания для формирования ключевых компетентностей обучающихся. Задача (5 класс). Три рассказа занимают 34 страницы. Первый занимает 6 страниц, а второй в 3 раза меньше, чем третий. Сколько страниц занимает второй рассказ? Эта задача не является компетентностно-ориентированной задачей. Добавить к условию задачи вопрос (постройте круговую диаграмму, изображающую распределение страниц по книгам (в процентах), задание становится задачей первого уровня, т.к. обучающимся необходимо выполнить несложное вычисление и представить результат в виде диаграммы. Таким образом, задачи из учебника можно использовать в качестве основы для компетентностно-ориентированных заданий. Использовать задачи можно, начиная с 5 класса. Составление компитентно-ориентированных задач очень трудоёмко, поэтому учителя их редко используют на уроках. Компитентно-ориентированные задачи составляются таким образом, чтобы учащиеся могли использовать математические знания в разнообразных ситуациях, в том числе и связанныхс различными сферами жизни человека, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуации. При использовании компетентностно-ориентированных заданий в корне изменяются соотношения «педагог – обучающийся»: обучающийся определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом, обучающийся открывает новые знания – педагог рекомендует источник знаний, обучающийся выбирает – педагог содействует, обучающийся активен – педагог создает условия для проявления активности. Таким образом, компетентностно-ориентированное задание способствует формированию активной, самостоятельной позиции обучающихся, развивать исследовательские, рефлексивные умения. Трудности ставят перед нами задачи, выполнение которых позволит педагогам более активно применять компетентностно-ориентированные задания в своей практике. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более доступной, заинтересовать всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе корой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. В своей работе применяю разнообразные нестандартные уроки: - урок – конференция, урок –соревнование, урок-игра, урок творчества, урок – путешествие, урок- тренажор. Важное место в формировании творческих способностей занимает исследовательская деятельность, при которой учащиеся ставяться в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени направляемого учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. В условиях общеобразовательной школы надо предельно жёстко определить минимальный необходимый уровень технической подготовки. Но при этом добиваться овладения основами математической культуры как важным средством развития мышления и ориентации в мире. Главное – научить мыслить, рассуждать, доказывать. Одна из задач сегодня – продвинуться в понимании того, как успешно решать профессиональные задачи нам, учителям математики, адекватно отвечая на вызовы времени, на современные потребности государства и общества. Как обнаружить и пробудить талант, дать ему раскрыться в полную меру, как готовить умных и знающих, творческих и целеустремлённых, любознательных и трудолюбивых. Мы знаем, что это нелегко. Настоящий учитель математики не боится трудностей. Он не ищет лёгких путей. Он ищет пути правильные – ведущие к поставленной цели. Качественное образование – это главный ресурс человека, который обеспечит ему способность свободно и эффективно действовать в новых условиях, свободно выбирать. Качество образования “задает” качество жизни человека и общества. И наша с вами задача – и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это – итог деятельности нашей с вами работы. Любое новшество в образовании, любая новая образовательная методика должны последовательно пройти несколько стадий: анализ, проектирование, развитие, внедрение и оценка. Только такой подход к образованию позволит создать по-настоящему качественное обучение. Невозможно переоценить роль математики как предмета в воспитании гражданина нашей родины – России, ведь математика учит думать, логически мыслить. Именно с математики началось такое осмысление мира, которое лежит в основе становления и развития научного знания. Современная математика по-прежнему является важнейшим инструментом для естественных наук.

Категория: Математика
09.09.2023 11:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!