СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение дидактических игр на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящее исследование посвящено изучению применения дидактических игр как средства развития творческих способностей учащихся на уроках математики. Основой развития школьника являются фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Образование, ориентированное только на получение знаний, ушло в прошлое. Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объёма информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности выпускника, его творческим способностям. Система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий выпускник должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни; владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования; уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере; разрешать проблемы и работать в команде; быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Это требует определённого стиля мышления, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое. Способность к созданию нового, значимого для личности и общества, как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества. Вот почему так актуальна проблема развития творческих способностей Цели общего школьного математического образования представляются Федеральные Государственные Образовательные Стандарты 2 поколения (ФГОС) в виде системы ключевых задач: в направлении личностного развития (развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту … способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта. развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей…) в метапредметном направлении (формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости её в развитии современного общества, …формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности…) предметном направлении (овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни…" ) Сегодня главное в образовании - развитие, формирование общей культуры человека, способного, в частности, самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебного процесса. Эта форма обучения актуальна, дидактические возможности урока далеко не исчерпаны. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов. Игра обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Проведение игр на уроках позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал. В процессе игры ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию, то есть развивают творческие способности. Актуальность темы исследования состоит в том, что развитие творческих способностей - важнейшая задача современного образования. Цель исследования: Разработать и апробировать комплекс организационно-педагогических условий применения дидактических игр на уроках математики для развития творческих способностей учащихся начальной школы Объект исследования: развитие творческих способностей учащихся в образовательном процессе Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития творческих способностей учащихся при обучении математике Гипотеза: Развитие творческих способностей учащихся начальной школы возможно при реализации комплекса организационно-педагогических условий применения комплекта дидактических игр, на различных этапах урока математики, а именно: рационального применения дидактических игр на различных этапах урока математики; эффективность апробации комплекта дидактических игр для каждого этапа урока математики. В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи: . Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме; . Определить сущность творческих способностей учащихся начальной школы; . Обосновать и разработать комплекс организационно-педагогических условий применения дидактических игр для развития творческих способностей в процессе обучения математике; . Разработать и апробировать комплекты дидактических игр для каждого из этапов урока; . Определить динамику развития творческих способностей учащихся начальной школы на уроках математики в условиях применения комплектов дидактических игр. Основная задача урока с применением дидактических игр - помочь раскрыть и развить собственные творческие способности ученика. Вместо традиционной задачи усвоения при развитии творческого потенциала ребёнка ставится задача целостного проживания им ситуации, при котором обязательно должны быть задействованы эмоциональные механизмы. Поэтому то, что в ходе обычного урока чаще всего является помехой (эмоциональные реакции ученика по отношению к происходящему), при развитии творческих способностей является тем центральным стержнем, с которым должен работать учитель. Рассмотрим назначение дидактических игр. Это развитие познавательных процессов, являющихся творческими способностями (восприятие, внимание, память, наблюдательность, воображение, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке. Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся, но и будничные шаги по изучению материала. При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений: 1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально. 2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание. 3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании. 4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым. 5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. 6. Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр. 7. Игровой характер при проведении уроков по математике должен иметь определенную меру. 8. В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой 9. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Требования к организации дидактических игр: • игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся; • игра должна быть доступной для данного возраста, цель игры - достижимой, а оформление красочным и разнообразным; • обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа; • присутствие элемента соревнования между командами или отдельными участниками;

Роль учителя при организации дидактических игр и игровых элементов: • положить начало творческой работе учащихся; • контроль и руководство учителя не должны подавлять инициативу и самостоятельность детей;

Игры могут быть предметом специальных занятий в кружках, математических вечерах, предметных неделях. Классифицируя математические игры в зависимости от игровой цели, можно выделить 3 типа игр: • творческие игры; • игры с раздаточным материалом; • игры – соревнования .

Приведу некоторые примеры дидактических игр, которые я использую на своих уроках.

ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

• «Назови соседей» • Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа. • Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее. • После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны

• «Быстро занять места!» • Цель: закрепление представления о порядковом значении числа. • Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные). • Передай кубик» • Цель: закрепить знание ряда чисел. • На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик. • По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число. • Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает. • Игра повторяется 2-3 раза. • Кто быстрее нарядит ёлочку?» • Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. • Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, учение вешает игрушку на свою елочку. • «Хлопки» • Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа. . • Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий слева – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролеров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно. «Мальчики – Девочки» Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти. Описание: По щелчку на экране появляются кружки разного цвета с примерами. Задание: Если кружок синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают, те кто меньше допустил ошибок. Если кружок другого цвета, в классе тишина. ВЫВОД: В ходе игры вырабатывается быстрота вычислений, внимательность, сообразительность. Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебной работе, снижает утомление, развивает внимание, взаимопомощь. Дидактические игры влияют на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности и творческих способностей. ЛИТЕРАТУРА: Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. — М: Просвещение, 1964. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики.- М.: Новая школа 1996. Занимательный калейдоскоп. /Сост. М.А.Алиев. — Махачкала, 1983. Игнатьев В.А. Внеклассная работа по арифметике в начальной школе. — М.: Просвещение, 1965. Котов А.Я. Вечера занимательной математики. — М.: Просвещение, 1967. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1976. Труднее В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. — М.: Просвещение, 1975. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. — Минск, 1977

17.02.2019 16:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!