СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Всякая попытка воспитателя-учителя "внести" в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личных свойств и качеств. С.Л. Рубинштейн
При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти.
В концепции федеральных государственных образовательных стандартах общего образования требуется готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться».
Становится ясно, что основная задача учителя на современном этапе – грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий «образованность», «обученность», «умения», «знания» на понятия «компетенция», «компетентность».
Ряд авторов (А.В. Хуторской; О.Е. Лебедев; Д.А. Иванов и др.) предлагает классификацию образовательных компетенций по трем уровням, соответствующим содержанию образования: предметные, общепредметные и метапредметные, относящиеся к общему содержанию образования.
Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция, включающая в себя целый комплекс образовательных компетенций, напрямую связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся
«Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»- отмечено в документе - национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Все эти качества с успехом вырабатываем мы – я и мои ученики в процессе исследовательской деятельности.
Цель моей работы - раскрытие творческих способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений, наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
Поэтому я решаю следующие задачи:
1.Научить обучающихся видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез;
2. Научитьобучающихся ставить цель и планировать деятельность;
3. Научитьобучающихся осуществлять сбор и анализ необходимой информации;
4. Научить обучающихся выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования.
В работе по формированию исследовательской компетентности обучающихся я пользуюсь работой Феськовой Е. В. «Составляющие элементы исследовательской компетентности».
Хочу отметить, что четыре основных компонента исследовательской компетенции: мотивационно-личностный, интеллектуально-творческий, когнитивный и действенно-операционный, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи с такими компетенциями, как социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции и компетенция личностного самосовершенствования.
Мотивационный компонент определяет содержание формируемых ценностно-смысловой, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования.
Интеллектуально-творческий компонент формирует аспекты учебно-познавательной компетенции.
Когнитивный компонент определяют содержание общекультурной, учебно-познавательной и информационной компетенций.
На базе действенно-операционного компонента формируются учебно-познавательная и коммуникативная компетенции.
На первом этапе самостоятельные мини-исследования, организованные на уроках географии на основе краеведческого компонента, используются как одна из форм контроля знаний учащихся, формирования умения использовать общие принципы научного мышления. Это особенно актуально в условиях развивающейся специализации областей знаний и расширения технических и экспериментальных возможностей при моделировании общих подходов к решению творческих и познавательных задач.
Второй этап работы выходит за рамки урока. На занятиях кружка «Юные геологи » обучающиеся знакомятся с предлагаемым перечнем тем, вносят коррективы, предлагают свои формулировки или очерчивают круг проблем, которые вызывают интерес. Разработаны основные критерии отбора тем для исследования: теоретическая и практическая значимость темы; соответствие познавательным возможностям обучающихся; дискуссионный, проблемный характер материала; доступность материала, на базе которого организовано исследование.
После обсуждения тем каждый ученик получает конкретное задание, если у обучающихся возникает желание, они объединяются в группы или пары. Исследуя одну и ту же проблему, обучающиеся не дублируют друг друга (каждый выполняет свою часть работы), но являются прекрасными рецензентами, владеющими полной информацией по теме.
В ходе работы с литературой составляется программа исследования, происходит регулярное обсуждение этапов работы, я провожу консультации по возникающим вопросам, согласно следующим принципам: способы устранения проблемной ситуации; пути поиска новой информации; нахождение причин, затрудняющих реализацию замысла; варианты воплощения замыслов.
После проведения исследования обучающиеся переходят к подготовке представления своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии ее презентации. Завершающим этапом в разработке проекта или осуществлении исследовательской работы обучающихся является публичная защита результатов своей деятельности в виде доклада на уроке или во время проведения недели географии.
В презентацию результатов проектной деятельности целесообразно включать не только демонстрацию продукта, но и рассказ о самой деятельности. С этой целью заранее даются вопросы. Источники информации (как были использованы, полученные в школе знания; житейский опыт; какая новая информация и откуда поступила, как рассматривалась)? Как проходила работа над исследованием? Какие возникали идеи, как они обсуждались, какие из них были отвергнуты, а какие приняты и почему? Какие были трудности в ходе работы и как они преодолевались? Самоанализа работы даёт возможность экспертам (учителю и одноклассникам) получить представление о том, как и что было сделано во время работы над исследованием, определить роль и вклад каждого участника в общее дело – «продукт» проекта или исследования. При таком подходе увеличивается объективность оценки.
Важным моментом, как для самого ученика, так и для учителя является рефлексия ребёнка. На уроке – презентации результатов на организацию такой рефлексии времени недостаточно, поэтому она может быть проведена в письменной форме дома или на начало следующего урока.
При составлении вопросов рефлексии необходимо учитывать те проблемы, с которыми учащиеся столкнулись при выполнении проекта. Исследования и проекты, реализованные мной на уроках географии в 7, 8, 9 классах, являются урочно-внеурочными, то есть часть работы была проделана на уроке (на начало - погружение в проект, а в конце - презентация полученных результатов), а остальное обучающиеся делали вне урока. При оказании учителем консультативной помощи в ходе выполнения работы и обозначаются проблемы, возникновение которых поможет выявить рефлекс.
Пример вопросов рефлексии
1. Что мне лично дало выполнение исследования, проекта?
2. Что у меня не удалось по личной вине, в чём это заключалось (непонимание, неумение, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. п.)?
3. Что у меня не удалось по объективной причине, в чём это заключалось и как следует избежать неудач в будущем?
4. Если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха?
Такая форма работы позволяет пройти апробацию исследований, поднимает их на более качественный уровень. Общественное признание позволяет поверить в свои силы, сформировать умение показать незнакомой аудитории свои возможности и достижения, что становится важным и при выборе дальнейшего жизненного пути.
В настоящее время необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.
«Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении»- гласит национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».
Формирование исследовательской компетентности и применение ИКТ дает учителю возможность формировать творческие способности учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками учебного процесса не только на этапе проведения учебного занятия, но и при подготовке, ученики самостоятельно мыслят, рассуждают, умеют учиться, самостоятельно добывают необходимую информацию.
Развитие исследовательской компетенции находит своё отражение и в Федеральном компоненте государственного стандарта основного образования. Занятия исследовательского характера соответствуют целям опережающего развития, так как обеспечивается изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.
© 2019, Рыжикова Татьяна Зиновьевна 445