СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игры с сыпучими материалами как форма взаимодействия с семьёй

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, чторазвитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. По особенностям развития мелкой моторики ребенкав дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.В детском саду на развитие мелкой моторики ведётся большая работа, но необходимо, чтобы в этой работе приняли участие и родители. На родительских собраниях, открытых занятиях, в уголке для родителей, в консультациях и беседах мы предлагаем упражнения и игры на развитие мелкой моторики. В среде Монтессори отдел по развитию мелкой моторики с помощью сыпучих материалов занимает особое значение. Дети разного возраста с удовольствием и с большим интересом работают с крупами, что способствует развитию и усовершенствованию координации рук и пальцев, развитию захвата,подготовке руки к письму, снятию нервного напряжения и развитию умения концентрироваться. С помощью упражнений с крупами ребенок учится пересыпать, перекладывать ложкой, просеивать, захватывать и проталкивать мелкие предметы в отверстие. Такие упражнения были придуманы Марией Монтессори более века назад, но они до сих пор остаются неизмененными в каждой Монтессори школе. Приятной особенностью этих материалов является то, что каждый из них вы сможете изготовить самостоятельно и успешно применять для занятий дома. Говоря про игры с сыпучими материалами, имеют в виду, прежде всего, различные крупы, но для обогащения сенсорных впечатлений можно использовать и другие материалы: песок раскрошенный пенопласт камешки аквагрунт ракушки (без острых краев) мелкие шурупы и гайки монеты пуговицы бусины бисер стеклярус хлебные крошки и т.д. Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с крупой: нельзя намеренно рассыпать, разбрасывать крупу ; нельзя бросать на других детей; после игры надо помочь убрать игрушки на свои места. Игры с сыпучими материалами Пересыпание Самое простое и, пожалуй, самое грязное занятие : ) Все, что вам понадобится, это миска с любым сыпучим материалом, а также ложка, половник, дырявая ложка, и несколько пустых емкостей разной формы и размера. Покажите ребенку, как можно пересыпать крупу из одной емкости в другую «через край», с помощью приготовленных вами приспособлений или просто руками и наблюдайте за процессом, а еще лучше – примите в нем активное участие. Просеивание Эта игра может стать логическим продолжением предыдущей, если вы играете с несколькими видами круп. Обзаведитесь удобными для детской ручки ситечками с «разнокалиберными» ячейками для того, чтобы просеивать 3-4 вида сыпучих материалов. Например, можно предложить крохе разделить на 4 мисочки перемешанные манку, гречку, горох и фасоль – это, конечно, высший пилотаж. Начать лучше с 2-х видов круп, хорошо отличающихся друг от друга по размеру. Сортировка Сложные манипуляции с ситечком пока не под силу крохе? Предложите ему задание на сортировку. Не забывайте про игровой контекст! Например, попросить покормить курочку фасолью, а горошек отложить для маленького цыпленка, которому никак не проглотить большую фасолинку. Поиски клада В глубокую миску с крупой бросаем несколько мелких предметов – теннисные мячики, фигурные деревянные бусины, игрушки от шоколадных яиц, фигурки от сортера, детали деревянных паззлов и т.д. Все это очень интересно искать, а пока малыш ищет, сыпучий материал мягко массирует его маленькие пальчики. Кстати, есть еще один интересный вариант такой игры на плоском подносе, когда на дно наклеиваются привлекательные картинки (например, со зверятами или любимыми героями сказок), а малышу предлагается их отыскать. Насыпные аппликации Покрасить манку для красивых ярких аппликаций, но ведь материалом для аппликации может стать практически любая крупа и даже соль. Посмотрите, какие красивые и оригинальные работы получаются даже у совсем юных творцов:На всякий случай напоминаю «технику»: на рисунок (его можно нарисовать, распечатать из интернета или воспользоваться страничкой из покупной раскраски) поэтапно наносим жидкий клей, за один «заход» намазываем клеем те детали, которые на финальной картинке должны быть одного цвета (или засыпаны одним материалом), ребенку предлагаем обильно посыпать картинку, при необходимости слегка прижимаем посыпку к листу.Лишнее стряхиваем или сдуваем (упражнение на развитие речевого дыхания! : ) ) и повторяем с другими областями рисунка. Картинки желательно выбирать с крупными деталями и достаточно широкими контурами, тогда готовая работа будет выглядеть аккуратнее. Аппликации на пластилине Хотите, чтобы творческая работа стала настоящей тренировкой для пальчиков ребенка, а также воспитывала его усидчивость, произвольное внимание и умение доводить дело до конца? Тогда попробуйте сделать аппликацию на пластилине. Для этого толстым слоем размажьте пластилин по листу (кстати, это отличный способ пустить в дело остатки пластилина, который уже пережил несколько реинкарнаций) – лучше использовать картон, так как итоговая работа может получиться достаточно тяжелой, да и размазывать даже мягкий пластилин по тонкой бумаге не очень удобно. Теперь пусть кроха сам выберет, какими сыпучими материалами он будет украшать вашу пластилиновую картину. Может быть, он захочет выложить определенный орнамент или другой узор горошинками и фигурными макаронами? Или заполнить всю поверхность какого-то элемента рисунка мелкими зернышками гречки или бусинками? Постарайтесь не останавливать фантазию ребенка – вы ведь не считаете на самом деле, что солнышко лучше сделать из желтых горошин, чем из красной фасоли?

02.12.2019 19:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!