СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие тонкой (мелкой) моторики рук крайне важно для любого ребенка. Это объясняется тем, что в человеческом мозге отделы, отвечающие за управление пальцами и речевую функцию, находятся рядом друг с другом, т.е. они могут взаимно активизироваться.
Что такое мелкая моторика
Тонкая моторика представляет собой способность управлять небольшими вещами, передавать предметы другому человеку и решать задачи, предполагающие слаженное взаимодействие рук и глаз. Она неразрывно связана с ЦНС (центральной нервной системой), способностью к запоминанию, зрением и общим восприятием детей.
На начальной стадии развития ребенка именно тонкая моторика свидетельствует о его интеллектуальных способностях и общем состоянии. Дети, имеющие недостаточно развитию моторику рук, часто роняют карандаши, вилки, ложки, им сложно самостоятельно зашнуровывать кроссовки, застегивать молнии и пуговки. Кроме того, им бывает крайне трудно собрать раскиданные детали конструктора «Лего», собирать мозаику, перебирать счетные палочки и т.д. Поэтому такие дети часто отказываются от аппликации, лепки и отстают от своих сверстников во время занятий.
Важность развития
Правильное развитие тонной моторики способствуют становлению речи у ребенка, повышению его интеллектуальных способностей и стремлению к творческой деятельности. Кроме того, она оказывает воздействие и на ловкость рук, которая в будущем становится основой скорости реакции и одной из составляющих памяти, логического мышления, рассудительности, воображения и внимательности у детей.
Поэтому мероприятия по развитию мелкой моторики рук с помощью дидактических игр обязательно должны быть включены в программу по развитию речи, подготовки к письму и формирования способностей к самообслуживанию у дошколят. От того, как ловко дети смогут научиться манипулировать собственными пальчиками, зависит их последующее развитие.
К сожалению, сегодня многие родители нередко забывают о важности развития тонкой моторики у детей. На обуви и предметах гардероба находятся липучки вместо шнурочков и пуговиц, далеко не каждый ребенок вяжет, вышивает, выжигает, пилит лобзиком, помогает родителям мыть игрушки, перебирать крупу.
Сегодня развитие моторики предполагает выполнение специальных упражнений с малышом. При этом занятия не должны быть скучными для него, поэтому они организовываются в виде полезных и увлекательных дидактических игр.
Из чего состоит
Самая первая игрушка у любого ребенка – это его руки. С их помощью он начинает познавать мир, который его окружает. Первый тактильный контакт происходит еще не совсем осознанно, но по мере взросления ребенок начинает сознательно выбирать движения пальчиков и рук. От ловкости управления пальчиками зависит последующее развитие дошкольника.
Развитие мелкой моторики включает в себя:
В первое время движения руками и пальчиками неуклюжие, но потом они становятся более четкими и верными.
Возрастные нюансы
Дидактические игры – отличное средство, помогающее всесторонне и эффективно развивать мелкую моторику и речевую функцию у детей. Заучивание информации с применением такой гимнастики способствует улучшению внимательности, мышления и воображения. С ранних лет с детьми играют в такие игры, как «Сорока-белобока», «Ладушки» и т.д. При купании младенца к играм можно добавить дополнительные приспособления (маленький резиновый эспандер, мячик и т.д.). Кроме того, послы мытья ручек у малыша можно массировать и вытирать каждый его пальчик отдельно мягким полотенцем.
После 3 лет в игры можно вводить усложненные задания: сортировка гороха, бобов, нанизывание больших бусинок или пуговок на веревочку, закручивание крышки баночки или пузырька, надевание колечек на пальчики, прикрепление прищепок для белья к веревке, лепка из теста, пластилина, сборка конструкторов и пазлов, расстегивание/застегивание кнопок, пуговиц, молний и т.д.
Приступать к развитию мелкой моторики рекомендуется непосредственно после того, как малыш появится на свет. В первое время необходимо делать легкий массаж, делая акцент на детские пальчики. Когда малыш немного подрастет, ему следует давать игрушки с поверхностью разной текстуры (шершавая, с пупырышками, гладкая).
В 6-месячном возрасте нужно купить специальные игровые приспособления, направленные на развитие тонкой моторики. Чаще всего они имеют вид проволоки, на которую навешаны небольшие разноцветные шарики. Малыш должен научиться их перемещать с места на место.
В возрасте от 1 года ребенку уже можно давать матрешек и пирамидки из колец. Более старшему малышу приобретают конструкторы с большими деталями.
Дошколятам часто предлагается лепка из теста или пластилина, рисование, изготовление поделок и т.д. Эти занятия способствуют эффективному развитию моторики ручек ребенка.
Популярные и эффективные игры
Существует несколько эффективных упражнения для дошколят. Среди них:
Можно самостоятельно придумать большое количество игр. Для этой цели нужно всего лишь включить фантазию, и тогда все непременно получится!
Но при выполнении любых упражнений необходимо учитывать, что они должны проводиться исключительно под наблюдением взрослого. Это поможет исключить вероятность попадания маленьких вещей в нос или рот малыша. Кроме того, для игры запрещается применять колкие, острые и другие предметы, которые могут стать причиной травматизации. Во время организации пальчиковых игр нужно удостовериться, что ручки у младенца теплые.
Главное, помнить, что малыши развиваются гораздо лучше, когда их хвалят за то, что у них получается. Хвалите своих детишек даже за незначительные достижения!
Автор - Наместникова Елена Андреевна