СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Многие родители и учителя связывают развитие памяти у школьников с неуспеваемостью (плохой учебой) в школе.
Это не совсем правильно.
Дело в том, что многие подростки обладают отличной памятью, но при ответе у доски не могут пересказать даже не очень сложный параграф.
.
В 12–13 лет у школьников происходит расцвет возможностей памяти. Подросток может запомнить текст очень большого объема, даты, иностранные слова, стихи, цифры и т.д.
Ключевое слово здесь — «может». Он может, но хочет ли?
Например, мальчишка знает наизусть точные названия и характеристики нескольких десятков смартфонов или марок автомобилей, но не помнит годы правления русских монархов. Почему? Ответ очевиден: школьник не видит, не понимает, не осознает причины, по которым он должен запоминать исторические даты.
В этом случае уместно говорить не о развитии памяти,
а об обучении школьников различным способам запоминания информации.
С 13 лет начинается самый благоприятный период естественного развития произвольной памяти у школьников.
Если в это время научить подростка специальным способам запоминания, то его способности, необходимые для запоминания, сохранения и воспроизведения информации, получат мощный импульс к совершенствованию. Однако при некоторых обстоятельствах развитие памяти у школьников является необходимым элементом работы по улучшению успеваемости.
В таких случаях необходимо учитывать следующие моменты:
1) одновременно с памятью нужно развивать внимание; способность концентрировать внимание на информации — это железобетонный остов памяти;
2) до начала целенаправленной и систематической работы по развитию памяти важно провести соответствующее психологическое тестирование и акцентировать внимание на «отстающих» видах памяти (по сенсорной модальности, по содержанию, по временным характеристикам и т.д.) и на «западающих» свойствах памяти (точность, объём, скорость процессов запоминания и т.д.);
3) выполнение упражнений по развитию памяти школьника желательно обрамлять фоновой музыкой в стиле барокко (Фрескобальди, Гендель, Альбинони и др.) и специальными запахами (аромалампа + масло ели, жасмина, шалфея);
4) универсальный способ развития памяти, внимания и мышления — игра в шахматы; в любом возрасте шахматы — это тренажер умственных способностей;
5) развитие памяти — это физиологический процесс, который опосредован деятельностью организма как единого целого, поэтому нужно постоянно держать в поле зрения режим дня школьника, а также его питание, отдых, физическую активность (подробнее см. здесь);
.
Самое лучшее, простое и надёжное упражнение для развития памяти у школьников —
это заучивание наизусть стихотворений по специальной схеме.
До изобретения печатной машины благодаря этому упражнению заучивали наизусть Библию, Коран, различные трактаты, летописи и т.д.
.
Суть упражнения заключается в следующем.
В течение месяца каждый день школьник заучивает по одному четверостишью.
Стихи можно подобрать из школьной программы либо взять какую–нибудь большую поэму.
Главное условие — перед тем как выучить очередное четверостишье, нужно повторить всё, что школьник выучил в предыдущие дни.
В течение второго месяца каждый день нужно заучивать уже по два четверостишья.
В третий месяц можно переходить на прозу, различные правила, теоремы и т.д.
Через несколько месяцев дословное запоминание параграфов любого учебника не будет представлять никакой сложности.
.
Однако следует помнить, что главное условие развития памяти у школьников — это регулярность.
Намного эффективнее заниматься по 15 минут в течение пяти дней, чем 3 часа один раз в неделю.
Материал с сайта
© 2018, Бурмистрова Екатерина Александровна 155