СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие ребенка в раннем возрасте 1-3 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАННИЙ ВОЗРАСТ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ.

Продолжаем беседу о том, как правильно должен развиваться ребенок на разных возрастных этапах (то есть в раннем возрасте).

В период беременности ребенок был связан с мамой как биологически, так и психологически.

В конце 1 года жизни начинает проявляться некоторая самостоятельность в виде аффективных реакций – когда ребенок хочет удовлетворить свои потребности.

Именно так начинает разрушаться единство «МЫ». И происходит психологическое отделение от мамы уже в раннем возрасте.

Это связано с тем, что у ребенка появляются новые возможности: физические, зачатки сознания и психологические функции.

Прежде всего возраст от 1 года до 3 лет – это самый сензитивный, то есть самый эффективный и благоприятный период, для развития речи.

РЕЧЬ.

Автономная речь ребенка довольно быстро исчезает (обычно в течении полугода, то есть к 1.5 годам). Необычные по звучанию и по смыслу слова заменяются словами из взрослой речи.

Но такой процесс возможен, если развитие ребенка протекает благоприятно: а именно когда взрослые ПОЛНОЦЕННО ОБЩАЮТСЯ с ребенком.

Если общение НЕДОСТАТОЧНО или, наоборот, взрослые ИСПОЛНЯЮТ ВСЕ ЖЕЛАНИЯ РЕБЕНКА, ориентируясь на его автономную речь (что это такое смотрите в предыдущих постах), то у ребенка будет наблюдаться ЗРР – задержка речевого развития.

Взрослый человек – путем лишения ребенка общения или наоборот – не удовлетворяют самую главную потребность ребенка, которая возникла в МЛАДЕНЧЕСТВЕ (до 1 года) – потребность в общении.

То есть ребенку незачем или не с кем общаться. Отсюда молчание.

Постепенно осваивая родную речь – ребенок начинает говорить все более правильно. Он перестает пользоваться словами-обрывками и искаженными словами.

К 3 годам в норме усваиваются практически все звуки родного языка.

Самое главное – слово приобретает предметное значение. Если в младенчестве ребенок одним и тем же словом мог называть разные предметы, то сейчас он обозначает одним словом предметы, сходные по какому-то существенному признаку или способу действия.

После этого у ребенка появляются первые слова-обобщения – яблоки и бананы – это фрукты.

В раннем возрасте растет пассивный словарь – слова, которые ребенок понимает.

К 2 годам ребенок произносит почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие предметы.

К этому времени ребенок начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий.

Проще говоря – ребенок понимает то, что просит выполнить его взрослый (без помощи указательных жестов).

Самая главная деятельность ребенка в возрасте 2-3 лет – манипуляции с предметами. Освоить он может это только со взрослыми в совместной деятельности.

Это значит, что родителям в этом возрасте нужно показывать, как можно больше действий с предметами, игрушками и т.д.

Инструктивная речь, которая организует действия ребенка, понимается им достаточно рано.

В 2-3 года возникает понимание речи-рассказа. Легче понимаются рассказы про окружающие предметы и явления.

Для того, чтобы ребенок понял рассказ или сказку, которая не связана с окружающими предметами, действиями и явлениями – взрослому требуется обучить ребенка.

Развивается и активная речь:

Растет словарный запас

Появляются первые ФРАЗЫ

Появляются первые вопросы, обращенные к взрослым

К 3 годам активный словарный запас достигает 1000-1500 слов.

Предложения первоначально (в 1.5 года) состоят из 2-3 слов!

Например, «мама идет», «хочу конфету», «дай булку» - действие и объект действия, «книга там» (действие и место действия).

К 3 годам ребенок усваивает основные грамматические формы и синтаксические конструкции, то есть правильно образовывает слова и правильно строит предложения.

В речи ребенка встречаются почти все части речи (существительные – мяч, дом, прилагательные – высокий, красный, глаголы – идет, спит). Использует разные типы предложений – простые и сложные.

Расширяется круг общения – ребенок может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и другими взрослыми и детьми. Использует диалоги – вопрос/ответ.

Ребенок задает вопросы и отвечает на них. Но диалоги с другими детьми пока еще бедны. Дети могут не отвечать друг другу.

Продолжение будет.

Категория: Логопедия
09.07.2019 09:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!