СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного детского сада

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного детского сада

Актуальной формой современного образования стало инклюзивное образование.

Инклюзия - глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг.

Специфика нашего учреждения состоит в том, каждая группа детского сада является разновозрастной. Среди детей без нарушений развития есть ребята с различной патологией (неврологические нарушения, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата). Кроме того, у части детей имеются сочетанные нарушения развития.

Организация групповой образовательной деятельности в смешанной по возрасту и состоянию здоровья группе реализуется с использованием интересного эмоционального материала (игровые моменты, рассказывание с наглядным материалом, включение в работу слухового и тактильного анализаторов, кинестетических и кинетических ощущений). Организуется групповая и подгрупповая деятельность воспитанников на едином содержании, но с разными учебными задачами на основе учёта уровня развития детей (реализация индивидуально-дифференцированного подхода). Материал подбирается разный по уровню сложности, часто меняются виды деятельности. По мере формирования психических и речевых процессов постепенно задания усложняются. Наряду с групповой осуществляется индивидуальная работа с детьми с ОВЗ, имеющими тяжёлые нарушения речи. Использование специальных технологий создает условия для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников, равноправного участия в жизни группы и детского сада, достижения желаемого результата и получения признания взрослых и сверстников.

Применяются: - игровая технология (широкое применение дидактических игр для развития и коррекции разных сторон речи); - индивидуальная (работа над выразительностью речи; подготовка выступления на утреннике), - музейная технология (проведение интегрированных занятий в музее родного края), - проектная технология (дети совместно с родителями и педагогами участвуют в исследовании по поставленной проблеме, представляют свой проект для других детей), - информационная технология на логопедических занятиях в виде применения компьютерной презентации, как наглядного дидактического материала), - здоровьесберегающие технологии.

Несформированность всех компонентов языковой системы, нарушения внимания, восприятия, памяти и словесно-логического мышления, которые часто встречаются у детей с тяжёлыми нарушениями речи, приводят к трудностям в овладении такими детьми связной речью.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается уже с младшего дошкольного возраста. При формировании связного высказывания необходимо учитывать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания: 1) Обязательное присутствие наглядности. 2) Моделирование плана высказывания (последовательное размещение в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, смена каждого звена высказывания последующим). Далее мы предлагаем виды упражнений, где присутствуют оба эти фактора. Упражнения расположены в порядке возрастающей сложности, с постепенным усложнением наглядности и «свёртыванием» плана высказывания.

1. Составление простого предложения. Обозначение начала, середины, конца высказывания фишками разного цвета. Эти фишки должны быть отдельными, чтобы можно было предложить детям работу над определённой частью. Выкладывание схемы предложения с помощью условных обозначений словпредметов, признаков, действий с последующим проговариванием предложения по схеме. Придумывание и выкладывание схемы предложения с помощью «Фразового конструктора».

2. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах у детей.

3. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия. Усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа. Для обучения пересказу можно использовать фланелеграф. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками. План рассказывания обеспечивается порядком появления картинок на фланелеграфе.

4. Обучение описанию предмета или игрушки, а также сравнению предметов (составление сравнительно-описательного рассказа) происходит с опорой на существенные признаки предмета или объекта. Сравнение и описание предметов и объектов с помощью вспомогательных средств, например, с помощью схематических планов.

5. Составление предложений и рассказов по опорным словам. Например, для пересказа используются игры из серии «Связанные одной целью». А также пересказ с опорой на пиктограммы.

6. Пересказ и составление рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена на сюжетных картинках. Образец рассказа взрослого даёт детям необходимые речевые средства. Усложнение достигается за счёт отсутствия рассказа взрослого.

7. Пересказ и составление рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины. Наглядность уменьшена за счёт отсутствия видимой динамики событий. Моделирование плана рассказа достигается путём использования образца взрослого. Можно представить план высказывания в виде цветных кружочковмагнитиков, соответствующих героям сюжетной картинки.

8. Творческое рассказывание. На основе имеющегося опыта составления рассказов, дети представляют свою любимую игрушку, проводят экскурсию по группе или по квартире, репортаж о своей семье, составляют генеалогическое древо.

Воспитанникам нашего учреждения нравится посещать интегрированные занятия в музее родного края (учитель-логопед и руководитель музея), на которых одновременно дети узнают новое и интересное об истории Урала, а также формируется связная речь, повышается мотивация к работе. Проект называется «Музей малышам».

Мы применяем также проектную деятельность. Совместно с родителями дети проводят исследование по поставленной проблеме, с педагогом составляют и отрабатывают текст выступления. Ребята защищают проекты по предложенной теме перед группой. Например, по теме «Домашние животные» ребята совместно с родителями и педагогами готовят рисунки, поделки, аппликации, учат стихи по теме, составляют рассказ, а затем представляют группе свою работу.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основными методами формирования диалогической речи в повседневном общении является беседа педагога с детьми, дидактическая игра, подвижная игра, используется прием словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации, стихи-диалоги, а также игры-драматизации с использованием кукольного театра.

Т. о., для развития связной речи проводится последовательная, систематическая работа с постепенным усложнением заданий и использований разнообразного дидактического материала

Список литературы:

1. Созонова Н.Н., Хрушкова Н.Г. Рассказы и сказки в логопедической работе.- Екатер., 2008

2. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.- полит. журн., 1994.

3. Боровских Л.А. Я логично говорю. Тетрадь для развития связной речи детей. Методические рекомендации.-М.: АРКТИ, 2000

4. Связанные одной целью 5. Алифанова, Егорова Фразовый конструктор.-Издательство: Книголюб, 2000

Категория: Логопедия
14.04.2023 00:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!