СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого мышления у учащихся 5-6 классов при изучении биографий авторов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время практически отсутствует систематизация форм и приемов в контексте биографического метода, что вызывает затруднения у педагогов при проведении уроков. Педагогическая задача в работе с биографиями заключается в том, чтобы организовать процессы изучения выдающихся личностей (в нашем случае писателей) с умелым включением обучающе-воспитательных форм и приемов.

1) Форма наблюдения. Отличительной особенностью этой формы можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни. К методу наблюдения мы можем отнести следующие приемы:

Прием «Спросите у автора». Этот прием упоминается в статье В. С. Бердяева (3, с. 17). Автор статьи указывает на то, что вопросы могут задаваться автору текста (в его роли выступают поочередно участники экспертной группы или преподаватель). Этот же самый прием может быть модифицирован и перенесен в классно-урочную систему с учащимися старших классов. Вопросы, задаваемые участниками экспертной группы или преподавателем должны носить характер жизненных ситуаций, нравственного выбора, ценностных ориентиров. В дальнейшем учащимися обобщается изученный материал, и делаются соответствующие выводы, фиксируемые в сочинениях-размышлениях или рассуждениях устного характера. Например, могут быть заданы такие вопросы: Как бы мы могли поступить в данной ситуации? Какими принципами вы бы руководствовались в принятии того или иного решения (конкретно по произведению)?

Биографический опросник. Биографический опросник может быть адресован учащимся 5, 6 классов с целью выяснения значимых для них жизненных устоев писателя. (Какая часть биографии автора вам близка и почему? Какой поступок вы осуждаете/понимаете больше всего?).

2) Форма положительного примера (или подражания). Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которое служит психологической основой примера как метода педагогического влияния (9). Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.

Прием инсценирования эпизода (8). Развитие творческих способностей и формирование художественного вкуса в этом приеме проверяется в 2-х направлениях: 1) создание вступительной части инсценированного эпизода из биографии изучаемого писателя с представлением эпохи, исторической справки, жизненной ситуации и т. д. (например, эпизод из биографий А. С. Пушкина, И. С. Тургенева – строгое воспитание в семьях); 2) сама инсценировка эпизода из биографий, возможно, в оценке современного дня.

3) Форма биографического исследования. По Б. Г. Ананьеву, «биографическое исследование личности, ее жизненного пути и творчества есть род исторического исследования в любой области знания – искусствознании, истории науки и техники, психологии и т. д.» (1, с. 277). К данной форме мы можем отнести:

Прием досье (2). На уроке литературы можно весьма оперативно собрать наиболее полную информацию о любом известном писателе русской литературы. Исследование проходит в режиме досье. Классу представляется задание собрать «исследовательский материал». Класс делится на пары или тройки. Раздаются вопросы, ответы на которые необходимо творчески подготовить. Среди собранных материалов досье могут быть справки, выписки из архивов, свидетельства очевидцев, слухи и т. д. Для быстроты поиска к вопросам указываются отдельные материалы, страницы и т. д. Главное при отборе фактов – руководствоваться целевой установкой, иметь теоретические ориентиры. Шаблон для досье может выглядеть следующим образом, можно подготовить раздаточный материал для каждого учащегося или создать разработку в рабочей тетради:

Приём создания страницы в социальных сетях. В условиях современной школы необходимо понимать, что учащиеся являются активными пользователями социальных сетей в частности и интернета в целом. Классу предоставляется возможность создать «страничку» автора в социальной сети. Необходимо разделить класс на небольшие группы, подготовить факты из биографии, которые могут быть полезны при выполнении работы. Необходимо тщательно отобрать материал, предоставить раздаточный материал (фотографии, шаблон страницы в социальной сети). После выполнения задания можно предоставить ребятам возможность рассказать об авторе, как о своём друге: отметить, чем он интересуется, какие у него увлечения, хобби и т.д. Шаблон может выглядеть следующим образом:

4) Форма литературной гостиной заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации. Литературная гостиная — гибкая форма работы, предполагающая: свободное общение на литературном материале; действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов; “живой” диалог “на равных”.

Благодаря возросшему вниманию к выдающейся личности в современной культуре, востребованности мемуарных жанров, биографических описаний и изысканий, биографический метод в литературе не теряет своей актуальности. Изучение биографии во взаимосвязи с творчеством должно стать непременным условием более глубокого и всестороннего постижения изучаемого произведения, художественной индивидуальности писателей.

Категория: Литература
25.07.2023 03:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!