СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, её направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.

Социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формировать новые перспективные задачи.

Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи приоритетная в системе образования. От ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Понимание образовательной проблемы обеспечивает переход от развития одаренной личности к формированию одаренного общества.

Одно из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - система поддержки талантливых детей. Необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

Создание условий для развития детской одаренности является приоритетным направлением образовательной модели МБОУ «Железногорская СОШ № 2» и основной целью комплексно-целевой программы школы «Одарённые дети».

МБОУ «Железногорская СОШ № 2» - это школа трех ступеней обучения, которая создаёт условия для поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей.

1 ступень – начальная школа (1 – 4 классы) - 1 этап – создание условий для выявления одаренных детей.

2 ступень – основное общее образование (5 - 9 классы) - 2 этап – создание условий для развития способностей учащихся.

3 ступень - среднее (полное) общее образование (10-11классы) - 3 этап – создание условий для окончательного формирования, углубления, развития способностей учащихся.

Но, мы остановимся на первой ступени обучения, так как именно здесь закладывается фундамент дальнейшей работы, именно начальная школа – основная составляющая успешного развития личности ребёнка на 2 и 3 ступени. При создании условий для выявления способных, талантливых и одаренных детей необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Должны не только учитываться успехи детей в какой-либо деятельности, но и использоваться специальные диагностические методики.
  2. Важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся.
  3. Необходимо предложить такое количество образовательных услуг, где бы каждый ученик мог проявить свои способности в самых разных сферах деятельности.

Система работы с обучающимися начальной школы – это комплекс взаимосвязанных программ, направлений и дел.

Формула успеха нашей работы состоит из двух слагаемых: развитие духовного мира ребёнка + интеллектуальное развитие ребёнка.

Развитию духовного мира ребёнка в нашей школе способствуют разработанные педагогами начальной школы:

  1. Авторская программа духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России «Начала мудрости», которая включает модули: «Наш дом – Россия», « Дорога к человечности», «Труд – основа жизни», «В здоровом теле - здоровый дух», « Живая планета», «Красота спасёт мир».

Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Реализуется программа «Ступеньки мудрости» через: урок гармонического развития (который проходит в системе 1 уроком в понедельник), час истории Отечества.

  1. ОРКСЭ – модули: «Основы светской этики»; «Основы мировых религий».
  2. Программа внеурочной деятельности, которая выстроена в соответствии с модулями программы духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России «Ступеньки мудрости». Реализуется через кружки, секции, клубы по интересам, курсы, КТД.
  3. Детское объединение «Созвездие». Все направления деятельности которого исходят из модулей программы духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России «Ступеньки мудрости».

Интеллектуальному развитию ребёнка способствуют:

  1. урочная деятельность,
  2. программа Малой академии наук «Почемучки».

Цель последней: создание условий для расширения творческо – интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности, выработке навыков исследовательской работы.

Детям предлагаются следующие курсы: «Математический Олимп», «Инфознайка» (предметная область математика и информатика), «Путь к грамотности», «Литературный олимп» (предметная область филология); «Мир вокруг нас» (предметная область естествознание).

Результаты реализации программы «Малая академия наук»:

  1. Предметные результаты: интерес к исследованию и познанию окружающего мира; мотивация к углублённому изучению предметов.
  2. Межпредметные результаты: овладение начальными формами исследовательской и познавательной деятельности; формирование коммуникативных навыков.
  3. Личностные результаты: самовыражение личности, развитие культурного общения, получение позитивного отношения к достижениям.

Режим психолого-педагогического сопровождения обучающихся занимающихся в МАН «Почемучки» позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус ребенка, но и прогнозировать зону ближайшего развития детей; выявление «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.

Цель программы работы психолога с одарёнными детьми:

формирование и развитие способности одаренных детей к самоактуализации; к эффективной реализации повышенных возможностей в будущем, в зрелой профессиональной деятельности.

Задачи программы:

  • совершенствовать систему выявления и сопровождения одарённых детей, их психологической поддержки;
  • обучить одарённых детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции, стрессоустойчивости;
  • помочь одаренному ребенку в личностном развитии; формировать навыки творческого саморазвития.
  • формировать умение адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов);
  • помочь семье одаренного ребенка в создании условий, способствующих личностному развитию и развитию способностей ребенка;
  • повысить психологическую грамотность педагогов в вопросах личностных особенностей одаренного ребенка и развития его способностей.

При отборе детей в МАН «Почемучки» используется методика «Карта интересов для младших школьников».

Цель: выявление интересов и склонностей детей. Используются варианты для детей, родителей и педагогов.

Методика диагностики общих умственных способностей используется как контрольная методика для отслеживания динамики развития детей.

Методика предназначена для возрастной категории от 6 до 12 лет. В ее основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Адаптированный вариант имеет семь самостоятельных модификаций, используемых для работы с конкретными возрастными группами.

Цель: исследование структуры умственных способностей.

1. С помощью данной системы диагностических методик можно получить достоверную информацию о развитии общих способностей ученика, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесса.

2. Осуществить попытку дифференциации учащихся по уровню развития общих способностей.

3. На основании данных исследований в течение ряда лет при систематической работе с тестом проследить динамику развития общих способностей учащихся.

4. Установить правильное направление развития детей, обнаруживающих особые способности.

5. Положить материалы, полученные в ходе исследования, в основу контроля для сравнительного анализа развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения и проведения планомерной работы.

Данная формула работы апробирована и даёт положительные результаты, что подтверждается данными психологического мониторинга и результатами участия детей в конкурсах, олимпиадах. Недаром ученики начальной школы говорят: «Нам хочется учиться, надо только в этом нам помочь!».

Категория: Всем учителям
15.10.2015 07:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП