СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие и коррекция внимания и памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью посредством кружковой работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие и коррекция внимания и памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью посредством кружковой работы

Ключевые слова: развитие и коррекция внимания и памяти;

инклюзивный подход.

В статье затрагивается тема формирования социально адаптированной и гармонично развитой личности выпускника коррекционной школы. Прослеживается инклюзивный подход в работе воспитателя. Автором предложены некоторые виды упражнений, используемых в кружковой работе.

В настоящее время появилась необходимость формировать социально адаптированную, гармонично развитую личность. Поэтому актуален инклюзивный подход в работе с детьми с ОВЗ. Ведь лишь совместное обучение, труд, преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную. И значит актуален инклюзивный подход, который предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

Коррекционная школа-интернат реализует следующие задачи: обучение и воспитание обучающихся, коррекция отклонений в психофизическом развитии обучающихся, воспитанников; формирование общей культуры обучающихся, воспитанников; адаптация обучающихся, воспитанников к жизни в обществе; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития обучающихся, воспитанников; вооружение каждого ребенка оптимальным арсеналом профессионально-трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для адекватного профессионального самоопределения и успешного трудоустройства.

В том числе и такие же задачи и инклюзивное образование ставит перед собой. К основным элементам инклюзии можно отнести: включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности; количество детей с различными возможностями, обучающихся в школе, находится в естественной пропорции в отношении всего детского коллектива; отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах; дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту; ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения; эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения [7].

Ученые выделяют восемь принципов инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни человека [5]. Эти принципы находят отражение и в работе воспитателя. Все дети принимают активное участие в общественной жизни школы, становятся участниками различных конкурсов, в том числе и всероссийских. Принимают участие в выставках рисунков, в общешкольных мероприятиях. Все дети без исключения участвуют в кружке «Волшебные пайетки», и им это нравится. Воспитатель прививает детям важные качества понимания и уважения друг друга, проводит с ними различные беседы.

Много внимания уделяется коррекции и развитию внимания и памяти.

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему-либо.

Упражнение по развитию внимания «Запомни и расставь точки».

Цель: развитие объема внимания. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом задания ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Упражнение по развитию внимания «Запомни рисунки».

Цель: развитие объема кратковременной зрительной памяти. Детям дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок». Время показа картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Упражнение по развитию памяти «Рисунок»

Ребенку предлагаются лист бумаги (формат А4) и фломастеры, карандаши (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание нарисовать то, что он лучше всего запомнил на занятии (прошлом).

Задание помогает развивать долговременную память, мелкую моторику. На это отводится 5 мин.

Также воспитатель учит детей навыкам общения, умениям анализировать ситуацию и делать правильный выбор.

Праздники, экскурсии, конкурсы — важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей. Атмосфера при проведении этих мероприятий творческая. Доброжелательные отношения друг к другу развивают в детях чувство взаимопомощи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Борякова Н. Ю., Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, 2008
  2. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272с.
  3. Носкова Г.В., Голубева М.С., Никитина С.М. Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в школе (инклюзивное образование) Кострома, 2010
  4. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Выпуск 5: научно-практический сборник 2-е изд. (эл.) - М.: Теревинф, 2012. - 205 с
  5. http://perspektiva-inva.ru/inclusive-edu/news/vw-369/ - Полезные ссылки, инклюзивное образование (дата обращения: 31.03.2015)

6.

7. - «Студенческий научный форум 2014»

03.11.2016 15:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!