СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие и коррекция внимания и памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью посредством кружковой работы
Ключевые слова: развитие и коррекция внимания и памяти;
инклюзивный подход.
В статье затрагивается тема формирования социально адаптированной и гармонично развитой личности выпускника коррекционной школы. Прослеживается инклюзивный подход в работе воспитателя. Автором предложены некоторые виды упражнений, используемых в кружковой работе.
В настоящее время появилась необходимость формировать социально адаптированную, гармонично развитую личность. Поэтому актуален инклюзивный подход в работе с детьми с ОВЗ. Ведь лишь совместное обучение, труд, преодоление трудностей и празднование небольших побед смогут воспитать личность, которую можно характеризовать, как гармоничную. И значит актуален инклюзивный подход, который предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
Коррекционная школа-интернат реализует следующие задачи: обучение и воспитание обучающихся, коррекция отклонений в психофизическом развитии обучающихся, воспитанников; формирование общей культуры обучающихся, воспитанников; адаптация обучающихся, воспитанников к жизни в обществе; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития обучающихся, воспитанников; вооружение каждого ребенка оптимальным арсеналом профессионально-трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для адекватного профессионального самоопределения и успешного трудоустройства.
В том числе и такие же задачи и инклюзивное образование ставит перед собой. К основным элементам инклюзии можно отнести: включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности; количество детей с различными возможностями, обучающихся в школе, находится в естественной пропорции в отношении всего детского коллектива; отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах; дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту; ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения; эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения [7].
Ученые выделяют восемь принципов инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни человека [5]. Эти принципы находят отражение и в работе воспитателя. Все дети принимают активное участие в общественной жизни школы, становятся участниками различных конкурсов, в том числе и всероссийских. Принимают участие в выставках рисунков, в общешкольных мероприятиях. Все дети без исключения участвуют в кружке «Волшебные пайетки», и им это нравится. Воспитатель прививает детям важные качества понимания и уважения друг друга, проводит с ними различные беседы.
Много внимания уделяется коррекции и развитию внимания и памяти.
Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему-либо.
Упражнение по развитию внимания «Запомни и расставь точки».
Цель: развитие объема внимания. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом задания ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Упражнение по развитию внимания «Запомни рисунки».
Цель: развитие объема кратковременной зрительной памяти. Детям дается инструкция примерно следующего содержания: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок». Время показа картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.
Упражнение по развитию памяти «Рисунок»
Ребенку предлагаются лист бумаги (формат А4) и фломастеры, карандаши (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание нарисовать то, что он лучше всего запомнил на занятии (прошлом).
Задание помогает развивать долговременную память, мелкую моторику. На это отводится 5 мин.
Также воспитатель учит детей навыкам общения, умениям анализировать ситуацию и делать правильный выбор.
Праздники, экскурсии, конкурсы — важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей. Атмосфера при проведении этих мероприятий творческая. Доброжелательные отношения друг к другу развивают в детях чувство взаимопомощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
6.
7. - «Студенческий научный форум 2014»
© 2016, Цыкунова Алла Давыдовна 422