СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Содержание:
образования// Компетенции в образовании: опыт проектирования Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского – М., 2009.
3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.
Период для развития коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между детьми в основной школе исключительно благоприятный. В культурно-исторической традиции отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Формирование этой способности у детей – длительный процесс, начинающийся ещё в младенчестве и раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. В своей развитой форме коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т. д. Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, в связи с тем что общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин). Интерес к сверстнику становится очень высоким, происходит интенсивное установление дружеских контактов и разнообразных форм совместной деятельности сверстников. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом этапе, от успешного решения которой во многом зависит благополучие личностного развития подростка. Именно уроки истории и обществознания располагают и временем и тематикой для развития коммуникативных учебных действий.
2.
На современном этапе развития общества ведущие отечественные и зарубежные педагоги и психологи сходятся в том, что две приоритетные цели образования непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий: 1) общение и взаимодействие, т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; 2) работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Далее остановимся более подробно на конкретном составе коммуникативных действий, осваиваемых детьми и подростками на протяжении периода школьного обучения:
1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией – это умение: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает: понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – это: определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) – это умение: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества – это: уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого; адекватное межличностное восприятие;
готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.
6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности – это: использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий. Коммуникативная компетентность учащихся складывается из многих составляющих, а её формирование
требует активного введения самых разных форм сотрудничества и общения в контекст как собственно учебной деятельности, так и внеучебных занятий.
3.
Для развития коммуникативных УУД на уроках истории и обществознания, а также во внеурочной деятельности использую типовые задачи. Некоторые из них привожу в пример в данной публикации.
1.ЗАДАНИЕ «ОБЩЕЕ МНЕНИЕ»
Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное. Возраст: 11–15 лет. Учебные дисциплины: литература, история, физика, биология, география и др. Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3–4 человека. Описание задания: учащимся, сидящим парами (или за двумя соседними столами), предлагается выработать, а затем представить и обосновать общее мнение по заданному вопросу, например: почему надо выполнять обещание? Критерии оценивания: продуктивность совместной деятельности оценивается по полноте и обоснованности общего ответа; умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; отношение к выработке общей точки зрения: позитивное (обсуждают вопрос с интересом к мнению друг друга), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, конфликтуют). После выполнения задания заслушиваются ответы разных пар. Ответы сравниваются по полноте и обоснованности аргументации. Обсуждаются разные точки зрения и аргументы, вырабатывается общее мнение. В заключение учащиеся делятся впечатлениями о том, что дала им дискуссия, легко ли было договариваться, изменилось ли их первоначальное мнение и т. д.
2. ЗАДАНИЕ «ДИСКУССИЯ»
Цель: освоение правил и навыков ведения дискуссий. Возраст: 10–15 лет. Учебные дисциплины: литература, история, физика, биология, география и др. Форма выполнения задания: работа учащихся в классе. Описание задания: под руководством учителя проводится сравнение спора и дискуссии. Выясняется, чем они различаются. 1. В споре цель – доказать правоту, в дискуссии – найти истину, решение задачи, выход из ситуации. 2. Спор направлен на результат, дискуссия – это процесс, нередко длительный и изменяющийся под влиянием новой информации, аргументов и т. д. 3. Предмет спора обычно конкретный, а дискуссия возникает вокруг глобальных и значительных вопросов.
3.ЗАДАНИЕ «СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ»
Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Возраст: 10–15 лет. Учебные дисциплины: литература, история, физика, биология, география и др. Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3–4 человека. Материал: листы бумаги для рисования и наборы карандашей (фломастеров). Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению или теме. Инструкция: учащиеся знакомятся с. (название произведения или изучаемой темы). Затем им предлагают представить себя в роли художников, работающих над учебником для школьников, где рассказывается об этом произведении (или теме). Ребята должны придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию. Критерии оценивания: продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла – создание осмысленного общего рисунка (его художественные качества не имеют принципиального значения); умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предложения и т. д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу рисования; эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное (учащиеся взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (партнёры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся и др.). Показатели уровня выполнения задания: низкий уровень – рисунок не имеет общего замысла, распадается на две самостоятельные части, сделанные каждым членом пары; учащиеся не пытаются договориться друг с другом или не могут прийти к общему согласию, настаивают каждый на своём;
средний уровень – рисунок имеет как черты общего замысла, так и автономные или противоречащие друг другу элементы; координация усилий между детьми частичная, не все спорные моменты преодолены; высокий уровень – рисунок представляет собой целостное изображение; дети активно обсуждают возможные варианты иллюстрирования произведения, приходят к согласию относительно общего замысла, координируют усилия в процессе совместного рисования, следят за реализацией принятого замысла. После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?». Речь идёт о процессах, сопровождающих совместную работу. Примерные вопросы для обсуждения: 1) Довольны ли вы результатом? 2) Кто и как именно проявлял активность при рисовании, кто предлагал идеи? 3) Были ли альтернативы? Почему их приняли или отвергли? 4) Довольны ли сотрудничеством друг с другом? 5) Легко ли было договариваться друг с другом?
4.ЗАДАНИЕ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ»
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности. Возраст: 11–15 лет. Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (математика, физика и др.). Форма выполнения задания: работа в двух группах. Материал: переносной компьютер с проектором для демонстрации. Описание задания: каждой подгруппе учащихся предлагается создать компьютерную презентацию по определённой теме – предложенной учителем или выбранной детьми. Сначала в процессе общего обсуждения подгруппа создаёт план и последовательность слайдов, а затем, работая парами, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Полученные презентации демонстрируются другой подгруппе, которая оценивает понятность и полноту представления темы.
Критерии оценивания: продуктивность совместной деятельности; способность строить понятные высказывания, учитывающие, что знают, а что не знают адресаты; способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
© 2016, Данилова Светлана Алексеевна 1447