СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для того чтобы развивать и совершенствовать логическое мышление младших школьников, необходимо создать способствующие этому педагогические условия.
Образование начальной школы должно быть направлено на то, чтобы учитель помог каждому ученику раскрыть свои способности. Это реально в том случае, когда учитель учитывает индивидуальность каждого. Кроме этого, раскрытию потенциала младшего школьника способствует разнообразная образовательная среда.
Рассмотрим педагогические условия, способствующие формированию логического мышление ученика:
«Успех полноценного формирования логического мышления младшего школьника зависит от того, насколько комплексно и системно происходит обучение этому».
Начальная школа — наилучший период для целенаправленной работы по активному развитию логического мышления. Помочь сделать этот период продуктивным и результативным могут всевозможные дидактические игры, упражнения, задачи и задания, направленные на:
Упражнения и игры на логику
Средства развития логического мышления младшего школьника нужно подбирать с учётом целей, а также ориентируясь на индивидуальные особенности и предпочтения ребёнка
Нестандартные задания, упражнения, игры для развития мыслительных операций полезно применять как на уроках, так и при домашних занятиях с детьми. Сегодня они не являются дефицитом, так как разработано большое количество полиграфической, видео- и мультимедийной продукции, разнообразных игр. Все эти средства можно использовать, подбирая с учётом целей, а также ориентируясь на индивидуальные особенности и предпочтения ребёнка.
Смотрите видео с примером игры для планшета, направленную на развитие логического мышления младших школьников
Упражнения и игры на логическое мышление
На уроках чтения:
На уроках русского языка:
На уроках природоведения:
На уроках математики:
«Совет. Для обогащения учебного процесса, а также для домашних занятий используйте логические задачи и загадки, головоломки, ребусы и шарады, многочисленные образцы которых вы легко найдёте в разных методических пособиях, а также в интернете».
Задания, активизирующие мозг
Существует множество заданий, активизирующих мозг
Задания на развитие умения анализировать и синтезировать
«Вырежи нужные фигуры из разных предложенных для того, чтобы получился дом, корабль и рыбка».
«Назови, сколько сторон, углов и вершин у треугольника?».
«Никита и Егор прыгали в длину. С первой попытки Никита прыгнул на 25 см дальше, чем Егор. Со второй Егор улучшил свой результат на 30 см, а Никита прыгнул так же, как и с первой. Кто прыгнул дальше со второй попытки: Никита или Егор? На сколько? Догадайся!».
«Какое число идёт перед числом 7? Какое число стоит после числа 7? За числом 8?».
Задания на умение классифицировать:
«Что общего?»:
1) Борщ, макароны, котлета, компот.
2) Свинья, корова, лошадь, коза.
3) Италия, Франция, Россия, Беларусь.
4) Стул, парта, шкаф, табурет.
«Что лишнее?» — игра, позволяющая находить общие и неодинаковые свойства предметов, сравнивать их, а также объединять их в группы по основному признаку, то есть классифицировать.
«Что объединяет?» — игра, формирующая такие операции логики, как сравнение, обобщение, классификация по переменному признаку.
Например: взять три картинки с изображениями животных: коровы, овцы и волка. Вопрос: «Что объединяет корову и овцу и отличает их от волка?».
Задание на развитие умения сравнивать:
«У Наташи было несколько наклеек. Она подарила 2 наклейки подруге, и у неё осталось 5 наклеек. Сколько наклеек было у Наташи?».
Задания на поиск существенных признаков:
«Назови признак предмета». Например, книга — какая она? Из какого материала она изготовлена? Какого она размера? Какой она толщины? Каково её название? К каким предметам относится?
Полезные игры: «Кто живёт в лесу?», «Кто летает в небе?», «Съедобное — несъедобное».
Задания на сравнение:
Сравнение по цвету. Нужно назвать побольше предметов:
а) синего цвета б) жёлтого цвета в) белого цвета г) розового цвета.
Сравнение по форме. Нужно назвать побольше предметов:
а) квадратной формы б) круглой формы в) треугольной формы г) овальной.
Сравним 2 предмета:
а) грушу и банан б) малину и клубнику в) санки и телегу г) автомобиль и поезд.
Сравним времена года:
Беседа с учащимися об особенностях времён года. Чтение стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок о временах года. Рисование на тему времён года.
Нестандартные логические задачи
Одним из самых эффективных способов развить логическое мышление в начальной школе является решение нестандартных задач.
«А знаете ли вы, что математике присущ уникальный развивающий эффект? Она стимулирует развитие логическое мышление, самым лучшим способом формируя приёмы мыслительной работы, расширяя интеллектуальные способности ребёнка. Дети учатся рассуждать, замечать закономерности, применять знания в различных сферах, быть более внимательными, наблюдательными».
Кроме математически задач, мозг младших школьников развивают головоломки, разные виды заданий с палочками и спичками (выкладывание фигуры из определённого числа спичек, перенос одной из них с целью получения другой картинки, соединение несколько точек одной линией без отрыва руки).
Задачи со спичками
Всестороннее развитие мышления обеспечивают также игры-головоломки: «Кубик Рубика», «Змейка Рубика», «Пятнашки» и многие другие.
Хорошо развитое логическое мышление поможет ребёнку в учёбе, делая усвоение знаний легче, приятнее и интереснее
Предложенные в данной статье игры, упражнения и задания направлены на развитие логического мышления младших школьников. Если эти задания постепенно усложнять, то результат будет лучше с каждым днём. А гибкое, пластичное мышление и быстрая реакция помогут ребёнку в учёбе, делая усвоение знаний легче, приятнее и интереснее.
© 2016, Прохорова Елена Юрьевна 1183