СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развтие мелкой моторики у дошкольников

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Что такое мелкая моторика ? Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. 1.2 Значение игр на развитие мелкой моторики. Значение мелкой моторики 1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. 2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. 3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться» По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1. Актуальность, цель и задачи. Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка..

Задачи:

*развитие мелких мышц кисти руки ;

*развитие тонких произвольных движений пальцев рук, повышение качества управления движениями;

*коррекция общей моторики;

*создание предметно-пространственной среды, учитывая возрастные особенности детей;

*взаимодействие детского сада и семьи.

Исходя из данных задач выделила несколько направлений работы:

Система работы по развитию мелкой моторики

Движение и здоровье

Социально-речевое развитие

Творческое развитие

От игры к письму

Взаимодействие с семьей

I направление

- укрепление здоровья;

- развитие координации, ловкости, ориентировки в пространстве;

- коррекция общей моторики.

I I направление

- активация речевого и тонко-моторного центров;

- создание положительного мироощущения, чувства эмоционального благополучия.

I I I направление

- развитие способностей творческого самовыражения;

- развитие инициативности, любознательности;

- развитие эстетического восприятия;

- обогащение представлений о мире вещей;

- развитие ручной умелости.

I V направление

- развитие ориентировки на листе бумаги;

- развитие силы пальцев и кисти.

V направление

- установка контакта с родителями;

- информирование родителя о развитии ребенка;

- практические обучения играм и упражнениям, способствующим развитию мелкой моторики рук.

Содержание каждого направления разнообразно и включает следующие формы организации:

I направление

- основные виды движения;

- физические упражнения на занятиях, во время утренней гимнастики (оформила картотеку утренних гимнастик);

- гимнастика после сна (оформила картотеку гимнастики);

- подвижные игры с использованием атрибутов (подготовила атрибуты к играм)

I I направление

- пальчиковая гимнастика (оформила картотеку игр и упражнений);

- развлечения и праздники (подготовила сценарии);

- сюжетно-ролевые игры с разнообразным оборудованием (уголок сюжетно-ролевых игр, где дети творчески воссоздают заинтересовавшие их стороны действительности отношений)

I I I направление

- изобразительная деятельность (уголок ИЗО, способствует развитию творческих фантазий);

- конструирование;

- пальчиковый и перчаточный театр (театральный уголок).

I V направление

- рисование, штриховка (работа в тетрадях);

- выкладывание фигур (имею – фланелеграф, счетные палочки);

- прорисовывание фигур в воздухе.

V направление

- оформление стендов (подготовила информационные бюллетени);

- проведение совместных мероприятий (праздники, развлечения);

- индивидуальные беседы с родителями на данную тему.

Все из перечисленных компонентов способствует решению той или иной задачи. Важно применять их в комплексе, используя при этом разнообразные методы и приемы.

11.04.2015 23:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!