СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мыслительных способностей учащихся на уроках истории через проблемное обучение .

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках истории через технологию проблемного обучения развивается мыслительная деятельность учащихся. Проблемное обучение поддерживает интерес учащихся к истории как предмету и к истории как к науке. Технология проблемного обучения является объективной необходимостью, так как это позволяет формировать информационно-коммуникативную компетентность учащихся. Систематическое использование проблемного метода обучения позволяет выработать у учащихся привычку дискутировать, рассуждать, учащиеся втягиваются в процесс общения, анализируют, спорят, доказывают. Опыт показывает, что успех использования технологии проблемного обучения зависит от заинтересованности учителя и высокой внутренней мотивации учащихся. В процессе использования методов проблемного обучения происходит и усвоение материала, и развитие мыслительной деятельности учащихся. Считаю, что главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что происходит социализация личности, учащиеся ориентируются в современных ценностях, обретают опыт творческой деятельности, готовятся к межличностному и межкультурному сотрудничеству. Проблемное обучение формирует творческую личность способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях. Постоянная постановка перед учащимися проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить.

Для использования проблемного метода обучения необходимо наличие проблемных вопросов и задач. При самостоятельной разработке проблемных задач использую следующую методику: беру важное историческое положение (факт, событие, идеи), соответствующее программе и выносимое на обсуждение учащихся, затем осуществляется поиск альтернативного ему положения (факта, события, идеи), содержащее противоречие в сопоставлении с первым. На основании обоих положений формулируется проблемная задача или вопрос. Урок в 5 классе по теме "Зарождение демократии в Афинах" предполагает, что учащиеся должны узнать, что такое демократия, как она появилась и что этому процессу способствовало. Дети уже владеют материалом о природно-климатических условиях этого региона, знают о занятиях жителей Древней Греции. В начале урока задаю вопрос "Что можно сделать, чтобы населению стало жить лучше?" В процессе обсуждения решаются вопросы нравственности, затрагиваются вопросы патриотического характера, но постепенно приходим к мысли, что надо действовать сообща. Вот тут и появляется проблема - как заставить одну часть населения полиса договориться с другой или подчинить её. В процессе обсуждения приходим к выводу, что такое демократия, в чем ее особенности, положительные моменты от введенных изменений. В конце урока я создаю еще одну ситуацию - почему же Солон уехал, а затем вернулся. Ребята приходят к выводу, что человек должен что-то делать для своего государства, он не всегда будет воспринят всеми одинаково, но чтобы не случилось, для него всегда будет дорог дом и место, где он вырос и жил долгое время.

Проблема по теме: "Начало раздробленности Древнерусского государства" (6 класс) - "Почему в Западной Европе феодальная раздробленность является причиной междоусобных войн, а в Древнерусском государстве - их следствием?" Дети дают определение феодальной раздробленности, междоусобной войне; используя текст учебника, формируют причины феодальной раздробленности Древнерусского государства; затем соотносят причины феодальной раздробленности Древнерусского государства с аналогичным явлением в Западной Европе и делают соответствующий вывод.

Если самостоятельное решение проблемы строится на основе изложения учителя, то такое изложение не должно включать личного мнения учителя. Именно тогда этот метод будет активизировать самостоятельную работу детей.

Пример:

В 6-ом классе по теме "Византия при Юстиниане" я знакомлю детей с политикой императора Юстиниана по фрагментам документа, даю собственное изложение темы. Учащимся предлагаю обоснованно выразить свое отношение к этому правителю на этапе закрепления.

Решение проблемной задачи может осуществляться с помощью учебного фильма, медиапособий и т. п.

Пример:

В 6 классе на уроке по теме "Куликовская битва" используются фрагменты сражения из фильма "Дмитрий Донской", через проектор на экране высвечивается эпиграф к уроку:

Лучше пасть,

достойно смерть приемля,

Чем позором

жизнь свою сберечь,

Чтобы защитить

родную землю,

Мы готовы в эту землю лечь!

Н. Старшинов

Формулируется проблемный вопрос: "Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 году? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?" Затем дается характеристика Дмитрия Донского и предлагается серия проблемно-поисковых вопросов:

1) Почему сражение на реке Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть?

2) Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?

3) Почему местом сражения князь Дмитрий Донской выбрал именно Куликово поле? Ведь оно неровное, изрыто оврагами, перелесками, речушками. (На экран проецируется репродукция картины А.П. Бубнова "Утро на Куликовом поле").

4) Почему князь Дмитрий принял решение переправиться через Дон? (На экране схема расстановки войск, зачитываются фрагменты эпизодов боя из поэмы "Задонщина").

5) Какую тактику использовал Дмитрий? (Зачитать финал сражения из поэмы).

6) Чем вы объясните успех русских?

7) Каково значение Куликовской битвы?

На уроке повторения по теме “Англия и Франция в XV – XVI вв.”, учитель поставил перед учащимися задачу: установить сходство и различие в развитии этих стран и выяснить причины различий. Выделив вопрос: “По каким пунктам мы будем сравнивать историю Франции и Англии в XV – XVI вв.?”, учитель помогает ученикам найти следующие пути сопоставления:

основные отрасли хозяйства;

формы государственной власти (установление абсолютной монархии);

на кого опиралось королевская власть?;

борьба между феодалами (междоусобные войны);

формы представленных учреждений в обеих странах;

положение народных масс и их борьба против угнетателей.

В ходе урока была составлена сводная таблица по этим вопросам.

Сравнение важно не только для выделения общего в ряде однородных исторических явлений. При помощи сопоставлений мы подводим учащихся к пониманию коренных изменений, наступающих в результате развития исторических явлений. Это можно увидеть на следующем примере.

На уроке в 6-м классе при изучении темы “Англия в XV – XVI вв.” учитель задает ученикам вопросы: “Почему парламент поддерживал короля до конца XVI века (при Тюдорах) и начал борьбу против королевской власти в начале XVII века (при Стюартах)? В чем причины этих изменений?”.

Чтобы ответить на эти вопросы учителя, ученики должны были вспомнить, как изменилось положение английской буржуазии и нового дворянства в XVII веке, вследствие огораживания, развития мануфактур и торговли. Необходимо было проделать сложный анализ и синтез ранее изученного.

А теперь обучающиеся, рассмотрев серию наводящих вопросов, будут готовы ответить на главный проблемный вопрос.

При изучении темы урока в 9 классе «Российская экономика на пути к рынку» учащимся предлагается сравнить НЭП и рыночную экономику, а при изучении темы «Новая экономическая политика» учащимся предлагается ответить на вопрос: какая складывалась модель экономики в 20-е годы? Большевики пересмотрели свою точку зрения на социализм и строили рыночную модель общества? Большое значение для развития мыслительной деятельности имеет решение задач на анализ теоретических положений, высказанными разными людьми по поводу одного события, например, о противоречии в вопросе о нападения фашистской Германии на СССР: одни историки утверждают о внезапности нападения на СССР, другие заявляют, что И.В. Сталин знал о готовящейся войне. Задача учеников - доказать одну из точек зрения. Или задачи на противоположные высказывания одного человека. Так В.И. Ленин в 1919 году резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 году был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля. Задачи на оценку деятельности конкретной исторической личности не только активизируют познавательную деятельность, но и позволяют выявить противоречия. При проведении проблемного семинара по теме урока «Исторический портрет Александра I» учащимся была предложена проблемная задача: почему в начале правления Александра I поэт А.С. Пушкин сказал: «Дней Александровых прекрасное начало», а в конце правления Пушкин А.С. сказал так:

От радости в постели, распрыгалось дитя:

Неужто в самом деле? Неужто ни шутя?

А мать ему: «Бай-бай! Закрой свои ты глазки:

Пора уснуть уж наконец,

послушавши как царь-отец

Рассказывает сказки».

Учащиеся делают выводы, опираясь на полученные знания о причинах отказа Александра I от реформ.

В процессе обучения происходит стимуляция творческого мышления. На уроках истории учащиеся попадают в ситуацию, когда нужно самостоятельно сравнивать различные события, находить в них сходства и различия. Эти ситуации возможны в ходе исследовательской работы. Исследовательскую работу на уроках истории можно проводить, изучая исторические документы. Например, в теме «Первые законы на Руси» ребятам было предложено проанализировать «Русскую правду» и сделать вывод о значении этого документа. В процессе исследования учащиеся должны пройти следующие мыслительные операции: усвоить содержание предложенного текста: самостоятельно выделить главные и существенные факты; применить их в новой ситуации. Чтобы применить на практике изученный текст, ребятам было предложено обыграть ситуацию из жизни различных категорий населения того периода времени с применением полученных знаний.

Существуют методы, которые параллельно развивают и творческие, и интеллектуальные способности. Один из таких методов получил название «Проект». Именно при развивающем обучении можно эффективно исполь- зовать метод проектов. Использую проектную деятельность на уроках ис -тории и обществознания уже начиная с 5 класса. Обучающиеся выполняют проекты по культуре древних государств, религии древних греков и римлян. В 6 классе работа продолжается, но круг вопросов для работы над проектами расширяется. Обучающиеся могут составлять проекты по проблемам организации крестьянских восстаний, войн между государствами, проведения реформ.

Работа по подготовке проекта разбивается на этапы:

1. Сбор материала (используются документальные исторические источники, публицистика, материалы прессы, телевидения, видео, аудио, Интернет);

2. Систематизация и распределение материала;

3. Обработка материала (возможно с применением компьютера).

4. Презентация проекта.

Однако, это не «ежедневные» технологии. В начале года выделяю темы, вопросы, разделы, по которым желательно было бы использовать проектную деятельность. Проектная деятельность учащихся позволяет развивать мышление школьников.

Категория: История
02.04.2015 23:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!