СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие наблюдательности в начальных классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чем больше ребёнок видит, ощущает, тем шире и глубже его восприятие мира, богаче познания. Мы учителя, учим ребят видеть самое нужное, самое важное из того, что окружает их. Перед чтением рассказа Н.Сладкова "Жаворонок" ученики делятся наблюдениями об изменении в жизни птиц весной, слушают рассказы товарищей, принимают участие в изготовлении и развешивании скворечников в школьном дворе. Объясняя новую тему "Определение сторон горизонта", строю вводную беседу, опираясь на жизненный опыт и наблюдения своих учеников. Если же излагаются вопросы, по которым у учащихся ещё нет конкретных представлений, то я использую наиболее эффективный метод-объяснение с демонстрацией пособий и опытов, а также практические занятия по теме.Так, в беседе, готовящей детей к восприятию стихотворения У.Турманжанова "Радуемся маю" первоклассники сообщают, какие приготовления к празднику заметили на городских улицах, дома, в школе, припоминают впечатления от прошлогоднего праздника.Подобные высказывания детей о своих наблюдениях активизируют их внимание пред восприятием нового произведения.Кроме того они полезны для словарной работы.Готовясь к беседе по наблюдениям, заранее заготавливаю карточки со словами или изображением тех предметов, которые по моему указанию будут названы детьми.Так, рассказывая о приготовлениях к празднованию Дня Независимости, учащиеся употребляют слова: флаг, герб,республика, президент, государство, которые я предварительно записываю на карточки для словарной работы.Интерес учащихся к наблюдениям развивается при умелой организации экскурсий.На экскурсиях ученики приобретают элементарные навыки и умения исследовательской работы.Они учатся наблюдать за предметами и явлениями неживой природы, анализировать, сравнивать их, делать выводы.Выполняя задания исследовательского характера, учащиеся закомятся с растительным и животным миром своей местности в разные времена года.Получают знания о природопользовании и экологических проблемах, об исторических событиях и героях родного края.Всё это, несомненно, способствует активизации познавательной деятельности учеников, приобретению и закреплению новых знаний.Полезен путь использования детских дневников наблюдений. Посредством ведения дневников наблюдений первоклассники вводятся в мир тайн природы.Постепенно к календарным пометкам о погоде, о температуре дети добавляют текстовые записи.Предварительно проводится вводная или обобщающая беседа по вопросам:

-Какие признаки осени вы увидели в саду?какие работы проводятся в саду осенью?

-Когда началась уборка свёклы, моркови на огороде? и т.д.

Дети привыкают систематически делать подобные записи, точно датируя их. Например:"21ноября.Утром на земле лежал иней".Эти записи проводят все ученики в дневниках наблюдений за природой.Свои индивидуальные наблюдения ученики могут записывать на отдельных листочках, которые затем закрепляют на пробковой доске в классном уголке.Карточка может быть иллюстрирована, например:может быть дано изображение птиц, прилёт которых отмечен в календаре или дан рисунок растения, которое зацвело в этот день, и т.д. Форма применения на уроках записей в "Дневнике наблюдений" может быть различной. Они часто используются в беседах на соответствующую тему, при этом перечитываются наблюдения, сделанные задалго до этого. Так, беседуя о весенних изменениях в природе, дети не только уточняют дату начала ледохода, но и находят в осенних записях дату, когда река встала, т.е. замёрзла, чтобы проследить, как долго она была подо льдом. Говоря о начале уборки какой -либо сельскохозяйственной культуры, уточняю с ребятами сроки её уборки по календарю, а также вспоминаем с учениками дату сева.

Большое значение для развития наблюдательности имеет летнее задание по познанию мира.Приведу пример такого заданиядля учеников начальных классов:

-Собрать гербарий растений, произрастающих в районе нашего города.Оформитьв альбом. Дать письменное описание одного из растений.

-Наблюдать за жизнью птиц летом. Подготовить письменный рассказ об одной из птиц.

-Собрать гербарий садовых растений. Дать описание одного из растений.

-Наблюдать восход и закат солнца, форму облаков. Сделать рисунки. записать в тетрадь приметы хорошей и ненастной погоды.Прочитать или сочинить рассказ или стихотворение по теме наблюдения. написать эссе "Самый приятный день летних каникул".

По материалам наблюдений учу детей составлять творческие рассказы(мини-сочинения) на экологическую темй, содержание которых они затем сопоставляют с текстом научно-популярной статьи.

Таким образом, сочетание чтения с наблюдениями за окружающей действительностью, изучением предметов, рассматриванием картин углубляет восприятие читаемых произведений, учит моих учеников проверять жизнью полученные из книг знания, и наоборот: жизненный опыт и наблюдения сопоставлять с другим источноком знаний-книгой.

05.01.2016 09:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!