СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Компетентностный подход вошел в систему образования Российской Федерации в связи с включением в Болонский процесс. В настоящее время способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции является важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны.
В связи с объективно изменившимися условиями миссия учреждения СПО гуманитарно-педагогического профиля заключается в удовлетворении образовательных потребностей личности в соответствии с требованиями ФГОС при подготовке конкурентоспособных, квалифицированных специалистов.
Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения для учреждений среднего профессионального образования.
Общие компетенции формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности студентов при изучении учебных дисциплин. При этом общая компетенция (ОК) понимается как совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обусловливают познавательную активность обучающихся.
Выбор приемов и методов формирования и развития общих компетенций является актуальным и важным для эффективной организации учебной и внеучебной деятельности студентов.
Каждый педагог на занятии должен обучать, развивать и воспитывать. Традиционные методы обучения не всегда позволяют в полной мере реализовать такой подход. Для решения задач качественной подготовки специалистов среднего звена необходимо в структуру занятия включать компоненты, которые присущи активным методам обучения.
Использование на уроках физики активных методов обучения помогает формировать умения и потребности применять приобретенные знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения в соответствии с конкретной ситуацией.
Планирование самостоятельной работы с обучающимися по физике в основном связана с формированием общих компетенций обучающихся. Для формирования ОК 1 важно правильно объяснить обучающимся связь физики с их будущей профессией. В современной педагогике и, в частности, в обучении физике в условиях СПО используются следующие методы: 1) Словесные: а) Метод дискуссии – по вопросам преподавателя или студентов, требующих размышлений, студенты на уроке свободно высказывают и внимательно слушают мнения выступающих. б) Метод самостоятельной работы с информацией - все студенты самостоятельно без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию преобразовывают текст в план, таблицу, схему и другие формы записи в тетрадях. Такой метод доминирует на особом типе урока – при изучении нового легкого материала без предварительного объяснения его преподавателем. в) Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами - все студенты самостоятельно, без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию выполняют письменно – графическую работу по естествознанию творческого характера, используя тексты и другие дидактические материалы в нескольких вариантах. г) Метод эвристической (поисковой) сократической беседы – студенты решают проблемные вопросы и добывают часть новых знаний в процессе дискуссий, коллективных размышлений, индуктивных и дедуктивных умозаключений, опираясь на свои знания. д) Метод проблемного изложения – проблемные вопросы решает сам преподаватель, размышляя вслух и этим побуждая во время рассказа аудиторию к логическому мышлению, соучастию в решении проблемы, к добыванию знаний. е) Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач – все студенты по заданию преподавателя самостоятельно решают расчетные и логические задачи по аналогии или творческого характера. Использование задач экологического, генетического, молекулярно-биологического содержания для закрепления знаний позволяет в новом аспекте рассмотреть изученный материал, активизировать познавательную деятельность студентов. 2) Наглядные: а) Частично поисковый демонстрационный – студенты решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем наблюдения и обсуждения демонстрируемых преподавателем опытов, натуральных объектов, микропрепаратов, моделей и других изобразительных пособий. б) Частично поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями – студенты решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем просмотра и обсуждения кинофильмов, слайдов, теле-, видеофильмов. в) Метод опорных сигналов – педагог демонстрирует плакат с опорными сигналами и объясняет их содержание; студенты копируют, прорабатывают и воспринимают опорные сигналы. 3) Практические: а) Частично поисковый лабораторный метод – студенты решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента, самонаблюдения или работая с натуральным раздаточным материалом. б) лекции, семинары, тематические зачеты. В системе внеурочной работы по физике сложились и стали традиционными и такие активные формы обучения, как: Внеклассные занятия (индивидуальная работа, кружки, вечера, КВН, олимпиады, общественные смотры знаний и т.д.) Ролевые игры; Экскурсии. Получить навыки организации собственной деятельности (ОК 2) помогают обрести все виды самостоятельной работы на аудиторных и внеаудиторных занятиях, при выполнении практических заданий, домашнего задания. К примеру, подготовка докладов, рефератов, исследовательские и проектные работы, создание портфолио, работа по индивидуальному заданию, участие в конкурсах, олимпиадах. В курсе физики большая часть учебной программы уделяется практической работе - решению различных задач – качественных и расчетных, где обучающиеся учатся анализировать конкретную ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы (ОК 3, ОК 4). Эти компетенции формируются в результате использования различных методов самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на занятии, взаимоконтроля, проблемных лекций. [4] На уроках физики обучающимся предлагаются различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. При проведении внеаудиторных занятий возможно использования педагогических игровых упражнений: опыты, викторины, решение кроссвордов, ребусов и др. В настоящее время происходит интенсивное внедрение современных компьютерных технологий в преподавание естественных учебных дисциплин, в том числе и в физике. Компетенции ОК 4 и ОК 5 предполагают формирование и развитие информационной и коммуникационной компетенций, основанных на работе с информацией. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Возможно применение следующих методов, используемых для формирования названных компетенций: задания на поиск информации в сети Интернет, построение диаграмм, схем, графиков, таблиц, решение кроссвордов, подготовка и защита проектов, рефератов и докладов, сообщений по теме, подготовка стенгазет, плакатов, презентаций, участие в телекоммуникационных проектах. Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, печатных и электронных изданий). К наиболее эффективным формам представления материала по естествознанию, следует отнести мультимедийные презентации. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе занятия. Презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Выполнение любого задания с помощью компьютера создает возможность для повышения динамики урока. Также на уроках физики возможно использование разнообразных творческих проектных заданий, интерактивных форм работы: тесты в системе on-line, задачи, электронные учебники, обучающие программы, тренажеры, презентации. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК 6), студенты могут при выполнении коллективных заданий, творческих или исследовательских проектов в малых группах на занятиях с использованием активных форм проведения: викторины, деловые игры, уроки-конкурсы, проблемные лекции, пресс-конференции, «круглый стол», мозговой штурм, олимпиады. Применение на уроках физики активных форм и методов обучения наилучшим образом активизируют творческое развитие обучающихся на уроке, способствуют обеспечению необходимых условий для активизации познавательной деятельности каждого обучающегося, предоставляют каждому возможность для саморазвития и самовыражения. Таким образом, современные возможности при преподавании физики в условиях колледжа способны оптимизировать совместную деятельность педагога и обучающихся, активное включение последних в учебную деятельность, а значит, более простое, но при этом качественное накопление ими тех знаний, умений, навыков и компетенций, которые позволят успешно реализоваться выпускникам в профессиональной сфере.
© 2017, Джусоева Ольга Владимировна 690