СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить человека думать, умению мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя- словесники, на своих уроках. Но на протяжении ряда лет наблюдается снижение познавательной активности, мотивации к изучению предмета русский язык и литература, что отнюдь не способствует развитию личности обучающихся, развитию коммуникативных умений и навыков; усвоению нравственных понятий, речевых и мыслительных способностей, которые требуются в современном обществе. Недостаточный уровень мотивации проявляется и в снижении успеваемости. Главной причиной отставания является не только наличие пробелов в знаниях, а неподготовленность к изучению и применению полученных знаний. У студентов отсутствуют или находятся на низком уровне навыки чтения, устной и письменной речи, умения выделять в тексте логические части и главную мысль, пересказывать, составлять самостоятельно рассказ на основе прочитанного, участвовать в беседе, точно отвечая на поставленный вопрос. Отсюда неспособность понять материал, который становится неинтересным. Исходя из данных проблем, я определила такие задачи:
1.изучить современные образовательные технологии ( технология критического мышления, ИКТ, проектного, проблемного обучения, работа в группах и др).
2.изменить характер и уровень деятельности, используя современные образовательные технологии: расширить зоны индивидуальной активности студента, увеличить долю практической и самостоятельной работы студентов, использовать многообразные формы самостоятельной работы.
3. обеспечить обратную связь «студент-учитель», выстраивать субъект-субъектные отношения в учебной деятельности.
Изучая современные образовательные технологии самостоятельно, на семинарах и курсах повышения квалификации, я сделала вывод, что невозможно получить хорошие результаты, используя какую-либо одну технологию. Без технологического подхода невозможно грамотно выстраивать свою систему работы. Поэтому в своей педагогической практике я осуществляю проекцию следующих теорий: развитие критического мышления через чтение и письмо; использую элементы проблемного (Т.И. Шамова, М.И. Махмутов), проектного (С.Т.Шацкий) обучений, групповых и коллективных способов обучения (В.К.Дьяченко) Используемые в моей работе элементы СОТ способствуют формированию у обучающихся мотивации к познавательной деятельности; умение ориентироваться и пользоваться различными информационными источниками для получения новых знаний; овладение дидактическими умениями и навыками образовательной деятельности; формирование ценностных оснований гуманистического характера; формирование способности действовать в окружающем микросоциуме в соответствии с этическими и эстетическими нормами и правилами поведения; умение исследовать, анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать явления действительности, научные знания; формирование навыков самоопределения, имеющих значение для решения проблем в любых видах деятельности; развитие рефлексивных способностей, самоанализа, самоконтроля своих интересов и возможностей. Элементы данных технологий и методик позволяют мне организовывать учебный процесс, на котором обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. Технологические этапы
1стадия
Вызов:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка студентом собственных целей обучения.
2 стадия
Осмысление содержания:
- получение новой информации;
- корректировка обучающимся поставленных целей обучения.
3 стадия
Рефлексия:
- размышление, рождение нового знания;
- постановка студентом новых целей обучения.
Обучение анализу поступков героев способствует саморазвитию студентов, используя понятия «мотив поступка», «цель жизни» они проводят параллель от литературы к жизни, таким образом, на уроках они создают модель своего будущего. Например, меня давно интересовал вопрос: что чувствует современный студент к герою классической литературы? И сразу возникли проблемы: нежелание читать, восприятие и самих авторов, и их героев как «дела давно минувших дней». Поэтому главной задачей было пробудить интерес к чтению художественного произведения. Использую один из приемов, так сказать, «осовременивания» героев. Например, такие задания: «Если бы Высоцкий(Есенин, Маяковский) был жив…», «Лариса Огудалова и девочки-бесприданницы 21 века. Сходство и отличие». Этот прием способствует формированию у студентов таких умений и навыков, как: работать с книгой, находить и выделять главное, выделять причинно-следственные связи, формулировать и отстаивать свою позицию, анализировать и сопоставлять, оценивать результат своей работы.В своей работе опираюсь на использование текстов художественных произведений; использование интернет-ресурсов; использование элементов технологий (синквейн, «Займите позицию», диаграмма Венна, фишбоун, ИКТ и др.); использование творческих работ. Особые условия для развития личности студента, раскрытия всех его духовных и интеллектуальных возможностей создает также творческая работа по написанию сочинений, как традиционных (описание, рассуждение, повествование), так и нетрадиционных (эссе, сочинение в жанре письма, в жанре дневниковых записей, в жанре рекламы и т. п.) Так, предлагаю сочинения на морально-нравственную тему по произведениям о Великой Отечественной войне, по «Донским рассказам» М. Шолохова, по произведениям В.Распутина, В. Шукшина, где ставятся проблемы нравственного выбора человека. Однако вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества, поэтому раскрываем на уроке и негативные стороны, побуждаю самих студентов к объяснению, как их изживать. Для того, чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, предлагаю тексты, где раскрывается суть человеческих отношений и поступков.На уроках русского языка использую ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание любого нравственного понятия. Необходимо рассматривать это понятие на основе сопоставления, сравнения его с другими понятиями. Для этого прошу, например, выстроить своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести. Или другой прием – это определение понятий. Предлагаю студентам самим дать определение понятию. Данная работа помогает мне выяснить, какие ассоциации вызывает у них то или иное явление. Пишу на доске большими буквами, например, слово ЛЮБОВЬ. Прошу всех дать по одному определению любви. На их взгляд, что для них связано с любовью. Например, мама, свет, природа и т. д. Все ответы записываем на доске. Так можно давать определение любому понятию. А вот другой вариант. Предлагаю написать слово ЛЮБОВЬ и дополнить его глаголами. Например, любовь заботится, жертвует, приносит счастье, облагораживает и т. д. После того, как каждый у запишет глаголы, они анализируются. Использую также такое задание, как незаконченное предложение, чтобы попробовал проецировать на себя данную ситуацию. Например, продолжите предложения: - В группе был студент, которого почему-то не любили, мне… - Я не могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…Знания, которые студенты получают на уроках, усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют и закрепляют. Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным, использую тестовые задания, уроки- зачеты. Дидактические игры и упражнения, составление и решение кроссвордов являются еще одной формой проверки, изучения и закрепления знаний на уроках русского языка и литературы. Применяю метод оценивания ответов одногруппников, что позволяет усилить воспитывающий и стимулирующий характер оценки, ее объективность и мотивированность. Прививаю умение обоснованно высказывать свою точку зрения при оценивании. Форма коллективных и групповых работ – резерв активизации деятельности и мышления. В таком занятии сочетаются и игра, и учеба, и труд, и творчество, сложное переплетение и индивидуальной, и групповой работы.Ведущая идея моей работы – формирование активной, коммуникабельной личности, способной к самообразованию, самоопределению, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. С этой целью я не только учу студентов самостоятельно мыслить, переводя знания в убеждения, но и развиваю у них творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Использование ИКТ помогает сделать изложение нового материала более увлекательным, наглядным и динамичным, помогает легко устанавливать обратную связь с обучаемыми. Современный компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, может не только предъявлять студенту определённые блоки информации, но и более рационально управлять процессом обучения, оценивать его результаты. Но, к огромному сожалению, мало использую ИКТ на уроках из- за отсутствия кабинета с мультимедиа. СОТ позволяют студентам приобрести опыт познавательной и практической деятельности, критически осмысливать информацию, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения. А творческая работа в группах позволяет активизировать познавательную деятельность.
Считаю, что успех работы учителя во многом зависит от постоянной работы над собой, что творческий рост учителя происходит и при общении со своими коллегами во время работы МО, и при взаимопосещениях уроков. Самообразование я рассматриваю как необходимое условие профессионального мастерства, кооперируя собственную методическую тему с методической темой колледжа. Для дальнейшего повышения уровня профессиональных компетенций продолжаю реализацию следующих задач:постоянно изучать и внедрять возможности современных образовательных технологий; продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательно-воспитательные цели.
© 2015, Герко Галина Габбасовна 1274