СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

гимназии № 2 г. Минеральные Воды Ставропольского края

Тема педагогического опыта:

«Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии»

Автор опыта:

Нерсесян Нуне Рафаеловна,

учитель биологии и химии

МКОУ гимназия№2 г. Минеральные Воды

Урок -основная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. По существу, именно на уроках осуществляется все педагогические и методические цели и задачи обучения и воспитания. Одним из основных условий эффективности урока является, по моему мнению, обеспечение максимальной активности учащихся на всех этапах урока –при проверке знаний, при изложении учителем нового материала, в ходе повторения и закрепления изученного материала. Это требование относится ко всем типам уроков и различным формам организации учебной деятельности: проведению работ с раздаточным материалом, лабораторных работ, использованию ИКТ, к работе с наглядными пособиями, дидактическим материалом.

Расскажу о том, какие приемы учебной деятельности я использую в своей работе для активизации учащихся на уроках.

Включить класс в активную работу стараюсь с первых минут урока- с проверки знаний учащихся. В каждом случае я ищу возможность проверить не только то, как они усвоили теоретические вопросы ( материал учебника), но и знание самих объектов изучения. Для этого предлагаю работу с натуральными объектами (иногда это микропрепараты).

Например, в курсе ботаники 6 класса провожу работу с натуральными объектами при изучении семейств покрытосеменных растений. В этом случае раздаю учащимся натуральные растения или гербарные экземпляры растений, принадлежащих к различным семействам, а также определительные карточки для различных семейств растений и предлагаю определить данное растение (семейство, род, вид). Такую работу провожу фронтально, совсем классом, что позволяет вовлечь всех учащихся и поставить им обоснованные оценки.

В курсе зоологии 7 класса на обобщающем уроке по теме «Простейшие» предлагаю учащимся рассмотреть под микроскопом препараты различных простейших. Ребята должны не только установить, какой организм они рассматривают, но и сказать, к какому классу он относится и на основании каких признаков они сделали выводы.

В курсе анатомии человека такого типа работы целесообразно предложить выполнить учащимся после изучения вопроса об основных типах тканей.

Расскажу еще об одном приеме, который я применяю для активизации учащихся на уроке при проверке знаний. Во время ответа одного из учащихся я предлагаю всем остальным сосредоточить внимание на содержание рассказа товарища с тем, чтобы в случае, если ответ окажется недостаточно полным, задать такие вопросы, которые помогли бы отвечающему дать более полный и четкий ответ, показать, что материал ему известен. При этом вопросы не должны носить характер подсказки. Например, если ученик, рассказывая о строении инфузории туфельки, не упомянул о наличии у нее двух ядер, то вопрос ему должен быть сформулирован примерно так: какая часть свойственная любой клетке, имеет у инфузории особое строение?

Этот прием имеет на мой взгляд, важное значение: во-первых, ребята учатся четко формулировать вопросы (а это позволяет судить о глубине и систематичности их собственных знаний); во-вторых, удается выяснить, случайно ли упустил отвечающий тот или иной материал или действительно не усвоил; в–третьих, такая система работы помогает слабым ученикам здесь же на уроке восполнить пробелы в своих знаниях. За содержательные и точно сформулированные вопросы, заданные в ходе нескольких уроков, ставлю учащимся оценки «4» и «5», за неудачные вопросы никаких оценок не ставлю, чтобы не снизить активность учеников при данном виде работы, просто указываю, что этот вопрос поставили неудачно.

При проверке знаний учащихся широко применяю дидактические карточки. Обычно это карточки-задания, часто включающие рисунки с изображением тех или иных процессов. Во время изучения нового материала стараюсь развивать познавательные возможности учащихся, а это зависит от того, насколько активно включаются они в процессе познания. Так, например, при изучении в курсе анатомии человека материала о строении и росте костей я предлагаю учащимся в начале урока провести самостоятельную работу. При такой организации урока учащиеся на основе несложного самостоятельного исследования устанавливают основные свойства костной ткани, а затем используют полученные знания при повторении и закреплении данного материала.

Иногда я привлекаю учащихся к изложению нового материала на уроке. Главным образом это бывает в тех случаях, когда учебный материал базируется на наблюдениях или жизненном опыте ребят. Так, некоторым учащимся, интересующиеся аквариумным рыбоводством я предлагаю, используя натуральные объекты, таблицы или рисунки, рассказать о внешнем строении рыб о приспособленности их к жизни в водной среде, и мне остается только немного дополнить и подытожить рассказанное семиклассниками.

Мне кажется, что система использования различных методов и приемов обучения, способствует повышению эффективности урока.

Практика показывает, что на первых этапах изучения биологии учащиеся затрудняются в отбо­ре необходимых сведений для ответа. Поэтому их надо обучить это­му умению: после постановки вопроса прочитать соответствующую часть параграфа, проанализировать ее содержание и выбрать не­обходимые сведения. Учащиеся 5-6 классов часто испытывают трудности понимания смысла прочитанного. Справиться с этой проблемой помогут специальные задания. В качестве примеров могут быть следующие:

1.Текст разрезается на отдельные предложения или фразы. Ученики самостоятельно конструируют из них целое. Возможно, в классе будет создано несколько вариантов текста. В этом случае обсуждаем, отличаются ли эти варианты по смыслу, какие нюансы вносит то или иное расположение частей.

2.Удалить несколько предложений или слов из текста. Учащиеся должны выбрать из предложенного набора или сами придумать пропущенные элементы.

3.Придумать заглавие к тексту или абзацу так, чтобы оно отражало его суть.

4.Придумать как можно больше вопросов к тесту.

При работе с текстом учащимся предлагаю задания на структурирование его, составление плана, опорных схем, составление «шпаргалок» по теме. Подобные задания способствуют систематизации материала.

Для формирования умений устанавливать причинно-следственные связи учащимся предлагаю в тексте найти ответы на вопросы, начинающиеся словами: почему, чем объяснить, какой вывод следует из того, что… Например: Чем можно объяснить большую активность животных по сравнению с растениями? Почему среди животных много хищников и паразитов, а среди растений – единицы? Также можно учащимся предложить составить предложения по тексту со словами: так как; и поэтому; потому что; следовательно; если…, то…

С целью осмысления учебного материала учащимся на уроке при изучении темы «Регуляция функций в организме человека» в 8 классе, предлагаю, используя текст учебника, заполнить таблицу.

Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Считаю, что учитель-профессионал, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, - это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Профессионал-учитель, образно говоря, соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата.

29.08.2015 22:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!