СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной самостоятельности и выявление творческого потенциала у учащихся на уроках русского языка и литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Велика и многообразна сфера влияния учителя на учеников, сложны его обязанности. Многие трудности встают перед учителем. В наше время не все юноши и девушки выбирают новомодные профессии, а желают связать свою профессиональную деятельность с желанием ввести детей, своих учеников, в мир неизведанного, раскрыть перед ними радости творческого труда.

            Известно, что только педагог, который сам обладает ярко выраженной потребностью в творчестве, умеет замечать в каждом человеке ростки таланта. Учитель, который пришел на урок, хорошо понимает необходимость решения проблемы интереса, вооружен конкретными знаниями ведения урока. Процесс обучения в школе – главный и решающий источник систематического воздействия на ученика, на его мысли и чувства, мотивы поведения и учения, сферу мышления, психических состояний и свойств личности. В процессе обучения зарождаются и развиваются познавательные интересы и потребности, формируется мотивационная сфера и система познавательных ценностей. Но неотъемлемой частью в современном образовательном процессе является творческий подход к овладению новыми знаниями на уроке. Очень важно не только «выдать» новую тему на уроке, а привлечь интерес к познанию нового, еще неизвестного. Таким образом, развивать творческие способности на уроке есть один из способов мотивации к учебному процессу. В современном обществе важно не стандартное решение возникающих в жизни проблем и задач, а быстрая ориентировка, подвижность мышления, творческий подход к их решению.

             Именно в школе зарождаются качества творческой личности. Очень важен процесс организации непрерывного творческого подхода к овладению новыми знаниями на уроке.

Творческие способности личности на уроках русского языка и литературы могут осуществляться лишь в творческой деятельности в процессе обучения. Основная цель урока – научить учеников мыслить и принимать участие в спорах по тем или иным вопросам,  выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников. В то время как один из учеников отвечает у доски,  другой дает рецензию на ответы одноклассника.  В ходе этой работы развивается монологическая речь учащихся, умение пользоваться лингвистическими терминами,  внимательно слушать ответ товарища. Среди основных приемов развития творческих способностей  выделяются следующие:

- написание сочинений, изложений;

- игры на уроках  «Лингвистические угадайки», «Третий лишний», «Расшифруй аббревиатуру» и др.;

- творческие словари, копилки интересных текстов, ребусы, кроссворды;

- творческие задания на дом;

- написание сказок, басен, стихов по первой строчке и по заглавным буквам;

- задания по каждой теме:  составить кластер,  схему,  алгоритм,  таблицу, запоминалку по теме (на уроке, если позволяет время, или на дом).

Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно,  а    учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно,  чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически,  а сознательно,  нужно добиваться,  чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.

            Большое место в преподавании русского языка и литературы занимают творческие самостоятельные работы.  Работа творческого характера повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность.           

После изучения темы  «Пословицы и поговорки»  детям дается задание написать сочинение-миниатюру «Объясни смысл пословицы». Необычна и богата детская фантазия,  воображение,  потребность выдумывать и сочинять. В творческий процесс входит и этап обучения изложению на уроках русского языка.  Изложение –  работа творческая. С одной стороны,  оно предусматривает не дословное,  а самостоятельное,  свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов,  а с другой стороны,  оно дает ученику четкую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ.  В воспитательных целях целесообразно использовать материал не только литературно-художественных произведений,  но и материал публицистического характера:  из газет,  энциклопедий,  журналов,  книг, повествующий о жизни и делах человека, о взаимоотношении с природой, о дружбе, товариществе,  честности,  гуманности. К текстам изложений учащимся предлагаются задания, вводятся проблемные вопросы,  поработать над изменением названия текста в соответствии с основной мыслью,  дополнить собственное рассуждение по данной проблематике.

            Очень хорошо использовать разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые,  выборочные и творческие,  с элементами описания и с грамматическими заданиями – и все они представляют огромное поле деятельности для учащихся. Большое внимание на уроках изложения уделяется лингвистическому анализу текста:  определение темы,  идеи,  микротем,  основной мысли высказывания,  стиля и типа речи,  определение способов связи предложений,  наблюдение над функционированием языковых (  изобразительно-выразительных)  средств языка.

            Творческие задания по литературе позволяют учителю развить интерес к изучаемому предмету. В  современном мире  литература утратила свое влияние на развитие нравственных ценностей у молодежи, этот предмет зачастую они считают скучным и ненужным для дальнейшей жизни. Развивая творческий потенциал учащихся разными заданиями на уроке, прежде всего достигается цель:

- возникновение интереса к изучаемому предмету;

- желание высказать свою точку зрения;

- умение строить свое высказывание;

- формулировать выводы на основе прочитанного текста.

          На уроках литературы, посвященных поэзии, большое внимание уделяется погружению в поэтический мир писателя, постижению тайн его поэтического мастерства. Практически каждая тема предполагает включение уроков типа «В художественной мастерской поэта», «Постигая тайны мастерства», литературные гостиные и т.п. Результатом изучения поэзии может быть написание собственных стихотворений или отзыва. Одной из разновидностей работы над поэтическим текстом могут быть уроки «по расшифровке» тайного смысла. И здесь главное – творческое воображение, свобода выбора пути расшифровки. Для уроков подобного типа, на мой взгляд, следует выбирать творчество таких поэтов, поэтический мир которых строится в большей степени по законам ассоциативных связей или на основе погружения в мир вечных символов. К таким поэтам относятся, на мой взгляд, Б.Пастернак, Ф.Тютчев, Н.Рерих и др. В центре урока будут стоять такие вопросы, как: что он хотел сказать? Как он это сделал? Сходится ли ваше видение тех проблем, которые подняты в том или ином произведении, с видением поэта? Повышенное внимание к поэтическому слову помогает вывести ученика на более высокий уровень осмысления сути существования – жизни, что в свою очередь ведет к освобождению от самого главного препятствия – страха быть самостоятельным, а далее (как результат) развивает художественную одаренность ребенка. Ребенок, становясь сам творцом, создает свои стихотворения, опираясь на специальные умения и навыки.

            Составление синквейна на уроках литературы позволяет учащимся глубже прочувствовать содержание текста, поразмышлять над содержанием, применить свои знания по русскому языку, расширить словарный запас.  Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка1 слово – понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Составление синквейна на уроке позволяет учащимся использовать свой творческий потенциал. Такая работа на уроке всегда проходит с большим успехом. Интересна работа по составлению коллажа для учеников 5, 6 классов. После прочитанного произведения учащимся предлагаются белые листочки размером 10 × 10 см. (Эту работу целесообразнее проводить в парах или в группах по 3 – 4 человека). Дается задание: придумать и изобразить общими усилиями иллюстрацию к предложенному эпизоду по прочитанному тексту. После того, как работа выполнена, листочки с иллюстрациями составляются в единую картину, получившийся коллаж дети обсуждают по следующим предложенным вопросам:

Можно ли догадаться по коллажу из ваших иллюстраций, о чем пойдет речь в этом произведении?

Довольны ли вы результатом?

Кто и как именно проявлял активность в работе в парах (группе), кем были предложены идеи?

Какие из предложенных идей были приняты, а какие отвергнуты?

Довольны ли вы сотрудничеством друг с другом?

Легко ли вам было работать в парах ( в группах)?

Использование заданий творческого характера позволяет развить творческий потенциал, умение работать совместно, формирует коммуникативные навыки. Приемы воздействия на эмоции учащихся дополняют развитие критического мышления. Ведь каждому известно, что если то или иное событие, факт, слово, поступок, задели твое самое сокровенное чувство, вызвали у тебя положительные или даже отрицательные эмоции ( а они тоже необходимы, ибо все познается в сравнении), то это запомнится надолго, а то и навсегда.

Список используемой литературы:

В. М. Каган, В.Я. Ламм, С.Б. Леонов // От схемы к знаниям и творчеству.- 2003.

В. Б. Бондаревский // Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- 2005

Смирнов И.П. Литература : умирающий предмет? // Журнал профессиональное образование № 8 2011 г.

Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. – 1996. - № 4. – С. 35-40. 

Симановский А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. // Мир психологии. – 2002. - № 4. - С. 215-222.

Имаметдинова Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 6. – С.99-101.

Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25.

       

Категория: Русский язык
21.01.2015 15:43


Рекомендуем курсы ПК и ПП