СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи при изучении математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно переоценить. Именно они по­могли ему стать человеком. Мы имеем в ви­ду две особенности, свойственные только чело­веку: способность мыслить и передавать свои мысли, имеющуюся у него информацию другим людям посредством речи.

Способность четко мыслить, полноценно логи­чески рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. В них нуждается ученый и руководитель предприятия, врач и преподаватель, агроном и рабочий, политический деятель и крестьянин. Вот те при­чины, в силу которых развитие речи является основной задачей начиная с дет­ского сада до аспирантуры. От того, насколько успешно удастся решить эти задачи, зависит многое, и прежде всего прогресс общества, научно-техническое развитие, экономическое и культурное процве­тание. Общество, которое не заботится о нара­щивании своего интеллектуального потенциала, обречено на деградацию, на потерю ранее завоеванных позиций. Вот почему все члены педагогического коллектива — математики и физики, биологи и лингвисты, историки и гео­графы — обязаны не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно настойчиво приучать учащихся к правильной, ясной, убедительной, четкой и краткой, но одновремен­но насыщенной смыслом речи.

Математика, в том числе и школьная, имеет огромные возможности для воспитания привычки к логически совершенной речи. Чтобы успешно ответить на вопрос преподавателя, провести до­казательство теоремы или самостоятельно ре­шить задачу, нужно не просто заучить мате­риал, а самостоятельно размышлять. Ученик, не разобравшись в идее доказательства, обя­зательно при ответе допустит ту или иную неточность; для правильного ответа он должен понять систему рассуждений, ту мысль, которая положена в их основу. Опытный преподаватель без труда определит, понял учащийся материал или заучил; в математике это выясняет­ся однозначно. Ученик должен показать в своем ответе умение не столько запоминать, сколько разбираться в структуре рассуждений, смысле условий теоремы, знать значение каждого слова в определении, самостоятельно мыслить. При этом учитель математики должен об­ращать внимание на речь ученика, на ее точ­ность, краткость, логическую полноту и обосно­ванность рассуждений. В математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки. Впрочем, к этому следует стремить­ся и в обычной речи, поскольку лишние сло­ва затрудняют понимание существа вопроса, на них затрачиваются внимание, время и мысль слушателя. Все такие слова и фразы следует безжалостно выкинуть за ненадобностью. Лиш­ние слова и даже предложения могут быть сказаны для оказания эмоционального воздей­ствия на собеседника или на группу учеников, для выяснения связей с практическими задача­ми или с другими научными дисциплинами. Но такие слова нельзя считать лишними, они педагогически и логически оправданны, поскольку ведут к лучшему пониманию дела, к проникновению в суть предмета, к выяс­нению связей с другими проблемами.

Мы должны с детства воспитывать культу­ру речи у наших молодых граждан, прививать привычку, о которой раньше говорили: «Мыс­лям должно быть просторно, а словам тесно». Речь должна быть убедительной, краткой, яс­ной и одновременно изящной, возбуждающей мысль и эмоции. Нужно убедить молодое по­коление, что истинные красота и величие сло­ва состоят в простоте, четкости и доступности.

К сожалению, на практике нередко матема­тики не обращают должного внимания на то, как отвечает ученик, на небрежность его речи, а ограничиваются лишь содержанием ответа, его математической правильностью. Мы счита­ем это недопустимым. Математик не может проявлять безразличие не только к содержанию, но и к форме ответа. Ведь то, что может сделать учитель математики, порой затрудни­тельно для преподавателя литературы или исто­рии, Действительно, именно на уроках матема­тики школьник должен привыкать к краткой, предельно четкой и логически отточенной речи. Именно на уроках математики следует приучать к тому, что даже в обычной речи следует избегать пустой болтовни, засоренной лишними словами и фразами, которые лишены смысло­вой и эмоциональной нагрузки.

Каждому человеку приходится выражать сло­вами свои мысли, впечатления, желания, пред­положения, и во всех случаях нужно добивать­ся, чтобы требуемое передавалось точно, без искажений и возможности превратного толко­вания. А для этого необходимо, чтобы лишние слова и ненужные детали не затемняли основ­ного содержания, чтобы каждый произносил все то и только то, что требуется для полно­ценного понимания дела. Но если это нужно в повседневной жизни, то тысячекратно необходимо для педагогической работы.

Преподавателю, пожалуй, более чем предста­вителям большинства профессий следует посто­янно обращать внимание на свою речь и не­прерывно ее совершенствовать, добиваясь бе­зукоризненной правильности и прозрачности. Каждое слово учителя, каждый сделанный им жест должны способствовать восприятию уча­щимися предмета изложения, процессу запоми­нания, содействовать развитию мышления уча­щихся. Речь учителя должна быть не только грамматически и литературно правильной, на­сыщенной идейным содержанием, но и эмоцио­нальной, чтобы владеть вниманием учащихся, направлять их сознание к достижению опреде­ленной цели.

Учитель не должен забывать, что четкая мысль и речь доступнее для восприятия, чем расплывчатая, неправильная, переусложненная множеством придаточных предложений и отвле­кающих украшений. Она должна быть не слиш­ком медленной, так как при таком изложе­нии теряется нить изложения, может ослаб­нуть интерес учащихся к предмету изложения, но не должна быть и излишне быстрой, по­скольку большинству учащихся за ней трудно уследить, они будут пропускать некоторые части его изложения. В математике же достаточно потерять в одном месте нить рассуждения, чтобы все дальнейшее стало неясным. Если же преподаватель рассказывает так, что все понят­но и его не приходится переспрашивать, то экономится время за счет излишних вопро­сов и ответов, а также сохраняется цельность представления о том, что излагает учитель.

Человеческая речь может быть бесцветной, навевающей скуку. Для педагога она противо­показана. Но она может быть и исключитель­но выразительной, может немногими словами рисовать яркие образы, давать представление о сложнейших процессах и о ходе мысли, звать на подвиги и оставаться в памяти лю­дей на долгие годы. Но для этого должны произноситься нужные слова в соответствую­щие моменты и с необходимой интонацией. И то, что сегодня прозвучало как нечто потря­сающее слушателей, завтра, в другой обстанов­ке, при другом составе слушателей, уже не произведет такого впечатления.

Преподаватель и оратор должны быть и психологами, чтобы уметь улавливать настрое­ние аудитории и, воспользовавшись этим, ув­лечь слушателей рассказом и повести за собой, за предметом изложения. Тот, кому не дороги интересы ученика или слушателей, на это не мо­жет быть способен. Ученика необходимо ува­жать, и он должен быть убежден в том, что учитель встречается с ним, чтобы сде­лать его совладельцем собственных знаний и умений, показать новые пути в науке, образо­вании, практической деятельности. Если учите­лю удалось найти духовный контакт с учени­ком, то для обеих сторон дело будет намно­го облегчено. И в этом установлении взаимного согласия и заинтересованности учителю и его слову принадлежит огромная роль.

Обучение может приносить радость каждо­му обучающемуся, и этого следует добивать­ся; при этом возникает полезный и для ученика и для учителя интеллектуальный контакт, позволяющий избежать насильственного про­цесса передачи знаний, когда учащийся сопро­тивляется, а учитель пытается заставить его получить очередную порцию новых сведений. Мне неоднократно доводилось наблюдать на уроках математики отсутствие интереса у ряда учеников к предмету. Я пытался выяснить причину такого безразличного отношения к при­обретению нового и пришел к выводу, что причин для этого может быть несколько. На первое место я поставил бы непонимание то­го, о чем говорит учитель, возникшее из-за того, что где-то раньше произошел разрыв по­нимания. Вторая причина — формальное изло­жение материала. Учитель не привел достаточ­ных доводов для введения нового, и учащиеся не видят необходимости получения этого, как им кажется, ненужного знания. Третья причи­на — ученик настолько увлечен чем-то другим, что отрицает необходимость изучения предме­та, который его не интересует и отнимает время, мешает целиком отдаться предмету его увлечения. И, наконец, есть учащиеся, которые не желают заниматься ничем, что требует ма­лейшего умственного напряжения. К каждой из перечисленных категорий учащихся нужны раз­личные меры для восстановления нормально­го отношения к процессу обучения,

Преподаватель, особенно в начале обучения, должен так излагать предмет, чтобы заинтере­совать учащихся, быть доступным для понима­ния. Ни в коем случае не должно быть места скуке, она — нежелательная гостья в лю­бую пору обучения.

Категория: Математика
21.12.2016 10:36


Рекомендуем курсы ПК и ПП