СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие регулятивных универсальных учебных действий в рамках предмета ОБЖ во внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для работы по новым ФГОС каждое образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, направленную на достижение обучающимися результатов освоения образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными стандартом. Частью образовательной программы является программа формирования универсальных учебных действий (УУД).

В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования бы­ли положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изученные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Л. Кольберга, Э. Эриксона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, Я. А. Пономарёва, А. Л. Венгера, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др.

Д. Б. Эльконин (1971) выделяет в подростковом возрасте два периода: младший подростковый возраст (12—14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личност­ное общение со сверстниками, и старший подростковый воз­раст, или раннюю юность (15—17 лет), где ведущей является учебно-профессиональная деятельность.

В подростковом возрасте в связи со становлением субъектности учебной деятельности регулятивные универсальные учебные действия приобретают качество саморегуляции.

В подростковом возрасте формируется произвольная само­регуляция — осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия.

Развитие саморегуляции предполагает формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, инициа­тивность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды.

В программе формирования УУД значительное место занимают типовые задачи формирования всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

В широком смысле термин универсальные учебные действия обозначает умение учиться, т. е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного присвоения социального опыта. Регулятивные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К регулятивным УУД относятся следующие действия:

  1. Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще предстоит узнать).
  2. Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий).
  3. Прогнозирование (предположение о том, какой результат получится в конце работы).
  4. Контроль (сравнение действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).
  5. Коррекция (внесение изменений, в результат своей деятельности исходя из оценки этого результата самим учеником, учителем, товарищами)
  6. Оценка (осознание того, что уже усвоено и того, что еще нужно усвоить: осознание качества и уровня усвоения).
  7. Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению пре­пятствий).

Развитие способности к регуляции своей деятельности применительно к подростковому возрасту должно быть рас­смотрено в трёх аспектах:

—формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект представляется особенно важным, поскольку имеет прямое отношение к процессу порождения личностно­го смысла и мотивации учения;

—развитие регуляции учебной деятельности;

саморегуляция эмоциональных и функциональных со­стояний.

Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий через «развитие двигательной активности обучающихся, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях», а также «знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; предвидеть возникновение опасных ситуаций».

Рекомендации по формированию регулятивных действий

Общение является необходимым условием развития спо­собности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции.

Психологические условия формирования саморегуляции обеспечиваются особой организацией учебного сотрудничест­ва ученика с учителем. Для осознания учащимися стратегий организации учебной деятельности необходима совместная деятельность с учителем и сверстниками.

Наилучший метод организации учебной работы школьников — совместное пла­нирование, осуществление, обсуждение и оценивание само­стоятельной работы.

Учитель должен планировать своё взаимодействие с уче­ником, ориентируясь на необходимость:

1) инициации внут­ренних мотивов учения школьника;

2) поощрения действий самоорганизации и делегирования их учащемуся при сохране­нии учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости;

3) исполь­зования групповых коллективных форм работы.

Значимыми ориентирами в формировании действия оце­нивания являются:

—акцент на достижениях ученика;

—выделение универсальных учебных действий как объек­та оценки;

—сопровождение формирования самооценки учащегося как основы постановки целей;

—формирование рефлексивности оценки и самооценки.

Рекомендации по формированию действия оценки:

—с самого начала обучения учитель должен ставить перед учащимся задачу оценивания своей деятельности;

—необходимо объективировать для учащегося функции оценивания — объективировать его изменения в учебной де­ятельности; развивать самооценку, мотивацию саморазвития;

—предметом оценивания должны стать учебные действия учащегося и их результаты, способы действия, способы учеб­ного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка)

—необходимо формировать у учащегося установку на улучшение результатов деятельности;

—оценка должна основываться на содержательных, объ­ективированных и осознанных критериях, которые могут быть даны учителем в готовом виде, выработаны совместно с учащимися или выработаны учащимся самостоятельно;

—необходимо формировать у учащихся умение анализи­ровать причины неудач в выполнении деятельности и ставить задачи на освоение тех звеньев действия (способов действия), которые обеспечат его правильное выполнение;

—способствовать развитию умения учащихся самостоя­тельно вырабатывать и применять критерии и способы диф­ференцированной оценки в учебной деятельности;

—необходимо чётко различать объективные и субъективные критерии оценки; оценка учащегося соотносится с оценкой учителя только по объективным критериям, причём оценоч­ное суждение учащегося предваряет оценку учителя;

—организовывать учебное сотрудничество на основе со­блюдения принципов уважения личности учащегося, приня­тия, доверия, эмпатии и признания индивидуальности каждого ребёнка.

Формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии само­стоятельности и автономии личности, принятии ответствен­ности за свой личностный выбор, обеспечивает основу само­определения и самореализации.

На мой взгляд, формирование регулятивных УУД наиболее успешно проходит во внеурочной деятельности. Для этого можно использовать различные формы работы: кружки, экскурсии, круглые столы, олимпиады, соревнования и т.д. Учащиеся охотно принимают участие в таких формах работы, потому что занятия проходят в неформальной дружеской обстановке, ребята легко идут на контакт, им очень интересно и увлекательно. Любая неудача переживается гораздо легче и быстро забывается.

Одним из способов развития регулятивных УУД является использование проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Проектный метод в школьном образовании, являясь одной из форм современных образовательных технологий, входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и общественности.

Усовершенствование методической работы по формированию УУД в соответствии требованиям ФГОС ООО заключается в следующем:

· включение учащихся в проектную деятельность, типичную для их возрастных особенностей (на среднем этапе это творческие и информационно-исследовательские проекты);

· разработка критериев с целью создания условий для формирования УУД через развитие коммуникативной активности учащихся.

Критерии при работе над проектом:

· Ученик (или группа, по желанию) выбирает проблему и содержание проекта, работает в индивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

· Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.

· Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию УУД во взаимосвязи всех видов речевой деятельности, развитию психических и физиологических функций ученика.

Первый этап. Определение темы и конечного результата, распределение ролей в группе.

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на уроке.

Ребята сначала подумали как они хотят работать: в группе или индивидуально.

Тему выбирали самостоятельно, в рамках изучаемого материала на уроках ОБЖ в 7 классе.

В группах они обсуждали содержание и характер проекта, его цели, наметили конечную цель и распределили роли.

Регулятивные УУД – определение и формулирование цели своей деятельности.

Второй этап. Выполнение проекта.

Практическая работа над проектом - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы. Учащиеся, работая в группах или индивидуально составляют план работы над проектом, обмениваются найденной информацией.

Регулятивные УУД – составление плана и планирование последовательности действий, принятие и сохранение цели работы, прогнозирование своей деятельности, проведение коррекции – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

Третий этап. Оформление проекта.

На третьем этапе учащиеся работали над техническим выполнением проекта. Форму оформления проекта (в виде плаката, доклада, коллажа или компьютерной презентации) каждая группа определяла индивидуально.

Регулятивные УУД - умение принимать и сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность.

Четвертый этап. Представление проекта.

Регулятивные УУД - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, оценка (выделение и осознание) учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, самооценивание качества и уровня усвоения материала.

Для оценивания проекта учащимся предлагаются следующие критерии.

1. Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):

· Тема

· Автор

· Наличие картинки (рисунка)

· Аккуратность

2. Критерии оценки содержания проекта (4 баллов):

· Соответствие теме проекта

· Наличие оригинальных находок

· Полнота

· Логичное изложение материала

3. Критерии оценки представления проекта (6 баллов):

· Умение вступать в диалог, отстаивать свою позицию, аргументировать свою точку зрения

· Фонетическая правильность речи

· Грамматическая правильность речи

· Лексическая правильность речи

· Степень владения материалом

· Эмоциональность в представлении

4. Итого:

· 12 - 15 баллов – “5”

· 9 - 11 баллов – “4”

· 6 - 8 баллов – “3”

Итоговая оценка:

Критерии оценки мультимедийных проектов

1. Критерии оценки презентации (5 баллов):

· Объем презентации

· Наличие разнообразного наглядного материала (фото, рисунки, картинки, карты, таблицы, диаграммы)

· Техническая грамотность выполнения презентации (формат, объем текста не более 40 слов, шрифт)

· Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки)

· Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов)

2. Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):

· Соответствие между темой и содержанием

· Актуальность, новизна

· Информативная насыщенность проекта

· Наличие оригинальных находок, собственных суждений

· Логичное изложение материала

3. Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):

· Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая)

· Степень владения материалом (свободное – без опоры, несвободное – с опорой)

· Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка)

· Самостоятельное управление слайдами презентации

4. Итого:

· 13 - 15 баллов – “5”

· 10 - 12 баллов – “4”

· 7 - 9 баллов–“3”

Итоговая оценка:

Пример задания на развитие регулятивных УУД «Планирование учебной работы»

Задание «Планирование учебной работы»

Цель: формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу.

Возраст: 13—14 лет.

Учебная дисциплина: ОБЖ.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа

Описание задания: составление хронокарты работы над докладом. Проверка корректности планирования времени.

Инструкция: учащимся поручено подготовить небольшой доклад (до 10 минут выступления). Им предлагается заполнить хронокарту таким образом, чтобы распланировать необходимое для подготовки время (60 минут — 1 час) для осуществления последовательности учебных действий.

Хронокарта

Действие

Минуты

Всего минут

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

Определение темы и цели

Чтение литературы

Отбор и систематизация содержания доклада

Написание тезисов доклада

Отдых

Проверка

После заполнения хронокарты учащиеся приступают к подготовке доклада. Во время подготовки они отмечают в хронокарте фактически затраченное время (цветным каранда­шом). Затем сравнивают планируемый расход времени с фак­тическим и отвечают на вопросы:

• Есть ли различия?

• В чём они состоят?

• Какое действие вы недооценили по временным затра­там? Какое переоценили?

• Как бы вы теперь заполнили хронокарту?

Используемая литература

  1. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.
  2. Проектная деятельность в основной и старшей школе / Под ред.

А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2008. — 192 с.

3.Формирование универсальных учебных действий в основной школе.

Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. — М.:

Просвещение, 2010. — 160 с.

Категория: ОБЖ
15.03.2015 19:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!