СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для работы по новым ФГОС каждое образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, направленную на достижение обучающимися результатов освоения образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными стандартом. Частью образовательной программы является программа формирования универсальных учебных действий (УУД).
В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изученные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Л. Кольберга, Э. Эриксона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, Я. А. Пономарёва, А. Л. Венгера, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др.
Д. Б. Эльконин (1971) выделяет в подростковом возрасте два периода: младший подростковый возраст (12—14 лет), в котором ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками, и старший подростковый возраст, или раннюю юность (15—17 лет), где ведущей является учебно-профессиональная деятельность.
В подростковом возрасте в связи со становлением субъектности учебной деятельности регулятивные универсальные учебные действия приобретают качество саморегуляции.
В подростковом возрасте формируется произвольная саморегуляция — осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия.
Развитие саморегуляции предполагает формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды.
В программе формирования УУД значительное место занимают типовые задачи формирования всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
В широком смысле термин универсальные учебные действия обозначает умение учиться, т. е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного присвоения социального опыта. Регулятивные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К регулятивным УУД относятся следующие действия:
Развитие способности к регуляции своей деятельности применительно к подростковому возрасту должно быть рассмотрено в трёх аспектах:
—формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект представляется особенно важным, поскольку имеет прямое отношение к процессу порождения личностного смысла и мотивации учения;
—развитие регуляции учебной деятельности;
—саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий через «развитие двигательной активности обучающихся, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях», а также «знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; умение оказать первую помощь пострадавшим; предвидеть возникновение опасных ситуаций».
Рекомендации по формированию регулятивных действий
Общение является необходимым условием развития способности личности к регуляции поведения, к деятельности и саморегуляции.
Психологические условия формирования саморегуляции обеспечиваются особой организацией учебного сотрудничества ученика с учителем. Для осознания учащимися стратегий организации учебной деятельности необходима совместная деятельность с учителем и сверстниками.
Наилучший метод организации учебной работы школьников — совместное планирование, осуществление, обсуждение и оценивание самостоятельной работы.
Учитель должен планировать своё взаимодействие с учеником, ориентируясь на необходимость:
1) инициации внутренних мотивов учения школьника;
2) поощрения действий самоорганизации и делегирования их учащемуся при сохранении учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости;
3) использования групповых коллективных форм работы.
Значимыми ориентирами в формировании действия оценивания являются:
—акцент на достижениях ученика;
—выделение универсальных учебных действий как объекта оценки;
—сопровождение формирования самооценки учащегося как основы постановки целей;
—формирование рефлексивности оценки и самооценки.
Рекомендации по формированию действия оценки:
—с самого начала обучения учитель должен ставить перед учащимся задачу оценивания своей деятельности;
—необходимо объективировать для учащегося функции оценивания — объективировать его изменения в учебной деятельности; развивать самооценку, мотивацию саморазвития;
—предметом оценивания должны стать учебные действия учащегося и их результаты, способы действия, способы учебного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка)
—необходимо формировать у учащегося установку на улучшение результатов деятельности;
—оценка должна основываться на содержательных, объективированных и осознанных критериях, которые могут быть даны учителем в готовом виде, выработаны совместно с учащимися или выработаны учащимся самостоятельно;
—необходимо формировать у учащихся умение анализировать причины неудач в выполнении деятельности и ставить задачи на освоение тех звеньев действия (способов действия), которые обеспечат его правильное выполнение;
—способствовать развитию умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности;
—необходимо чётко различать объективные и субъективные критерии оценки; оценка учащегося соотносится с оценкой учителя только по объективным критериям, причём оценочное суждение учащегося предваряет оценку учителя;
—организовывать учебное сотрудничество на основе соблюдения принципов уважения личности учащегося, принятия, доверия, эмпатии и признания индивидуальности каждого ребёнка.
Формирование способности учащихся к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, принятии ответственности за свой личностный выбор, обеспечивает основу самоопределения и самореализации.
На мой взгляд, формирование регулятивных УУД наиболее успешно проходит во внеурочной деятельности. Для этого можно использовать различные формы работы: кружки, экскурсии, круглые столы, олимпиады, соревнования и т.д. Учащиеся охотно принимают участие в таких формах работы, потому что занятия проходят в неформальной дружеской обстановке, ребята легко идут на контакт, им очень интересно и увлекательно. Любая неудача переживается гораздо легче и быстро забывается.
Одним из способов развития регулятивных УУД является использование проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Проектный метод в школьном образовании, являясь одной из форм современных образовательных технологий, входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и общественности.
Усовершенствование методической работы по формированию УУД в соответствии требованиям ФГОС ООО заключается в следующем:
· включение учащихся в проектную деятельность, типичную для их возрастных особенностей (на среднем этапе это творческие и информационно-исследовательские проекты);
· разработка критериев с целью создания условий для формирования УУД через развитие коммуникативной активности учащихся.
Критерии при работе над проектом:
· Ученик (или группа, по желанию) выбирает проблему и содержание проекта, работает в индивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
· Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.
· Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию УУД во взаимосвязи всех видов речевой деятельности, развитию психических и физиологических функций ученика.
Первый этап. Определение темы и конечного результата, распределение ролей в группе.
Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на уроке.
Ребята сначала подумали как они хотят работать: в группе или индивидуально.
Тему выбирали самостоятельно, в рамках изучаемого материала на уроках ОБЖ в 7 классе.
В группах они обсуждали содержание и характер проекта, его цели, наметили конечную цель и распределили роли.
Регулятивные УУД – определение и формулирование цели своей деятельности.
Второй этап. Выполнение проекта.
Практическая работа над проектом - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы. Учащиеся, работая в группах или индивидуально составляют план работы над проектом, обмениваются найденной информацией.
Регулятивные УУД – составление плана и планирование последовательности действий, принятие и сохранение цели работы, прогнозирование своей деятельности, проведение коррекции – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.
Третий этап. Оформление проекта.
На третьем этапе учащиеся работали над техническим выполнением проекта. Форму оформления проекта (в виде плаката, доклада, коллажа или компьютерной презентации) каждая группа определяла индивидуально.
Регулятивные УУД - умение принимать и сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность.
Четвертый этап. Представление проекта.
Регулятивные УУД - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, оценка (выделение и осознание) учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, самооценивание качества и уровня усвоения материала.
Для оценивания проекта учащимся предлагаются следующие критерии.
1. Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):
· Тема
· Автор
· Наличие картинки (рисунка)
· Аккуратность
2. Критерии оценки содержания проекта (4 баллов):
· Соответствие теме проекта
· Наличие оригинальных находок
· Полнота
· Логичное изложение материала
3. Критерии оценки представления проекта (6 баллов):
· Умение вступать в диалог, отстаивать свою позицию, аргументировать свою точку зрения
· Фонетическая правильность речи
· Грамматическая правильность речи
· Лексическая правильность речи
· Степень владения материалом
· Эмоциональность в представлении
4. Итого:
· 12 - 15 баллов – “5”
· 9 - 11 баллов – “4”
· 6 - 8 баллов – “3”
Итоговая оценка:
Критерии оценки мультимедийных проектов
1. Критерии оценки презентации (5 баллов):
· Объем презентации
· Наличие разнообразного наглядного материала (фото, рисунки, картинки, карты, таблицы, диаграммы)
· Техническая грамотность выполнения презентации (формат, объем текста не более 40 слов, шрифт)
· Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки)
· Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов)
2. Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):
· Соответствие между темой и содержанием
· Актуальность, новизна
· Информативная насыщенность проекта
· Наличие оригинальных находок, собственных суждений
· Логичное изложение материала
3. Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):
· Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая)
· Степень владения материалом (свободное – без опоры, несвободное – с опорой)
· Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка)
· Самостоятельное управление слайдами презентации
4. Итого:
· 13 - 15 баллов – “5”
· 10 - 12 баллов – “4”
· 7 - 9 баллов–“3”
Итоговая оценка:
Пример задания на развитие регулятивных УУД «Планирование учебной работы»
Задание «Планирование учебной работы»
Цель: формирование умения планировать по времени учебную деятельность, составление хронокарты подготовки к докладу.
Возраст: 13—14 лет.
Учебная дисциплина: ОБЖ.
Форма выполнения задания: индивидуальная работа
Описание задания: составление хронокарты работы над докладом. Проверка корректности планирования времени.
Инструкция: учащимся поручено подготовить небольшой доклад (до 10 минут выступления). Им предлагается заполнить хронокарту таким образом, чтобы распланировать необходимое для подготовки время (60 минут — 1 час) для осуществления последовательности учебных действий.
Хронокарта
Действие |
Минуты |
Всего минут |
|||||||||||
5 |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
||
Определение темы и цели |
|||||||||||||
Чтение литературы |
|||||||||||||
Отбор и систематизация содержания доклада |
|||||||||||||
Написание тезисов доклада |
|||||||||||||
Отдых |
|||||||||||||
Проверка |
После заполнения хронокарты учащиеся приступают к подготовке доклада. Во время подготовки они отмечают в хронокарте фактически затраченное время (цветным карандашом). Затем сравнивают планируемый расход времени с фактическим и отвечают на вопросы:
• Есть ли различия?
• В чём они состоят?
• Какое действие вы недооценили по временным затратам? Какое переоценили?
• Как бы вы теперь заполнили хронокарту?
Используемая литература
А. Б. Воронцова. — М.: Просвещение, 2008. — 192 с.
3.Формирование универсальных учебных действий в основной школе.
Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. — М.:
Просвещение, 2010. — 160 с.
© 2015, Бочарова Марина Юрьевна 25175