СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие связной речи у младших школьников с когнитивными нарушениями при работе с деформированным текстом – одна из актуальных проблем, поскольку овладение навыками правильной речи – одна из важнейших задач начального обучения. Проблема развитие связной речи у младших школьников с когнитивными нарушениями раскрывается в теоретическом и практическом аспекте.
Начальное обучение – это первая ступень школы, которая закладывает фундамент успешного овладения содержанием образования и дальнейшего становления личности школьника. Овладение навыками правильной речи – одна из важнейших задач начального обучения. Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
На уроках ребенку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно, последовательно передать содержание текста, построить предложение, а уж тем более – составить текст на заданную тему.
Развитие речи детей со сложностями в развитии – одна из важных задач, которую решает
Обучение устной и письменной речи в методике называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, и речевая деятельность, и определённый результат акта коммуникации. Именно поэтому большое значение имеют чёткое осознание работы по развитию связной речи, её последовательности и оптимальный отбор методов и средств обучения.
В определении уровня развития связной речи младших школьников используются такие показатели, как объём высказывания; степень развёрнутости высказывания; наличие определённых языковых средств (сравнения, причинно-следственные отношения и др.); разнообразие словаря; синтаксических конструкций; количество смысловых, лексических и других ошибок и некоторые другие показатели.
Устная речь, особенно её разговорная форма, имеет наиболее широкое применение в жизни (в быту, в школе, на производстве, в обществе). Поэтому выработка умения учащихся пользоваться разговорной речью должна являться одной из основных задач школьного обучения детей с особенностями развития. От того, насколько будет сформирована речь детей, зависит успешность освоения ими материала всех учебных предметов.
Для отработки навыков лексико-грамматического оформления предложения применяются различные виды упражнений. Одним из видов работы над развитием связной речи является работа с деформированным текстом (предложением) и работа по восстановлению текста. Этот вид работы можно проводить индивидуально и фронтально. На логопедических занятиях основной частью учебной программы является ознакомление учащихся с построения простого предложения (используем принцип от простого к сложному). При подборе соответствующих заданий школьники приобретают следующие умения:
— умение отграничивать одно предложение от другого. Проводимые здесь упражнения направлены на то, чтобы показать детям, что каждое предложение выражает определенную мысль;
— умение закончить начатое предложение. Овладев этим умением, дети осознают, что мысль в предложении должна быть закончена;
— умение восстановить нарушенный порядок слов в предложении. Выполняя такие упражнения, ученики усваивают, что слова в предложении должны располагаться в определённом порядке;
— умение показать связь в предложении при помощи вопросов. Упражнения построены с таким расчётом, чтобы дети поняли, что слова в предложении связаны по смыслу;
— умение расположить предложения в последовательном порядке, это обеспечивает логичность устной и письменной речи учащихся.
Работу с деформированным текстом можно проводить с опорой и без опоры на наглядность. Далее можно проводить работу по восстановлению деформированного диалога. Ученикам предлагается восстановить фрагмент диалога из разрезных и перемешанных реплик. Школьники устанавливают последовательность, узнают, кому они принадлежат и т.д. В конце материал анализируется и обобщается.
Логопеду для развития связной речи учащихся нужно давать им как можно большую самостоятельность. С этой целью необходимо создавать различные ситуации, вызывающие интерес школьников к данной теме, задействовали бы жизненный опыт, желание высказаться. Стоит обратить внимание, что при выполнении подобного рода заданий, необходимо применять индивидуальный и дифференцированный подход, что обусловлено различным уровнем речевого и психофизического развития детей.
В конце хотелось бы отметить, что работа над формированием связной речи учащихся с проблемами в развитии – одна из самых актуальных.
Литература:
Ерохова Юлия Ивановна, учитель-логопед первой категории ГКОУ СКОШИ№73 г. Москвы
© 2017, Красикова Алла Николаевна 306