СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы и русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы.

Проблема формирования и развития творческих способностей и потенциала личности как никогда актуальна, поэтому темой моего самообразования в течение последних двух лет стала тема «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы ».

В ходе работы по теме сформировалась цель – обучение учеников навыку мыслить и принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников. Для реализации поставленной цели определились следующие задачи:

1. помочь каждому ученику познать себя, самоопределиться и самореализоваться;

2. содействовать становлению речевой культуры учащихся;

3. способствовать получению учащимися определенной системы знаний, формирование у детей умений и навыков самостоятельного их приобретения;

4. учить детей находить прекрасное в окружающей действительности и привносить прекрасное в свою жизнь.

Ведущее направление – развитие художественно-творческих индивидуально выраженных способностей личности школьника, освоения ею методов и способов эстетического и художественного познания мира средствами литературы.

Главная педагогическая идея — личностно-ориентированный подход.

Очень важна правильная организация процесса становления качеств творческой личности. На уроках стараюсь организовать работу таким образом, чтобы все были активно задействованы в процессе обучения: если один ученик отвечает, другой дает рецензию на ответ товарища. В ходе этой работы развивается монологическая речь учащихся, умение пользоваться лингвистическими терминами, внимательно слушать.

Для решения вышеперечисленных задач выбран ряд технологий и методов обучения: 1.метод проблемного обучения,

2. эвристические методы обучения,

3.исследовательская деятельность.

Среди основных приёмов развития творческих способностей выделяются

следующие:

  • сочинение сказок, басен, стихов, рассказов:
  • написание сочинений, изложений, синквейнов;
  • составление ребусов и кроссвордов;
  • участие в играх;
  • составление кластера, схемы, алгоритма, таблицы;
  • придумывание «запоминалок» по теме;
  • составление статей для словарей
  • создание рисунка к произведению (портрета героя, состояния героя);
  • составление рассказа по картине художника, по музыке;
  • создание презентаций о литераторе, художнике, лингвисте;
  • творческие задания на дом.

Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель –

руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал.

При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не

механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети

вносили элементы творчества.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы

научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою

очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях

практикую задания «Объясни», «Докажи».

Большое место в преподавании русского языка, литературы занимают

творческие самостоятельные работы, в которых проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка, неповторимого «почерка» детской личности.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и искусства позволяет:

  • интереснее проводить уроки;
  • активизировать познавательную и читательскую деятельность учащихся;
  • формировать нравственные качества личности ребёнка, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности.

Преимущества, получаемые учителем, при выполнении творческих работ учащихся:

  1. Возрастает качество процесса обучения.
  2. Успешнее происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, которая влияет на прочность знаний.
  3. Связь урока с современностью позволяет заинтересовать учащихся и получить реальный результат.
  4. Творчество учителя – изготовление презентаций, участие в конкурсах – служит примером для создания собственных авторских работ.

Преимущества, получаемые учеником:

  1. Интересный, доступный путь усвоения информации.
  2. При подготовке собственной творческой работы учащиеся приобретают умения, навыки, необходимые им в жизни.
  3. Повышается мотивация к учебе.
  4. Закрепляются навыки самостоятельной работы, индивидуальной подачи материала.
  5. Развивается речевое творчество учащихся.
  6. Вырабатывается потребность к самореализации, позволяющая в будущем выработать активную жизненную позицию, помогает сформировать творческое отношение к любому виду деятельности. Каждый имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.

Использование творческих работ учащихся способствует развитию устойчивого внимания, повышает мотивацию к учёбе, облегчает овладение сложным материалом.

Используя подобные методы и приемы, я добилась определенных результатов: мои ученики пишут, рисуют, читают стихи и прозу, поют, снимают ролики, лицедействуют.

22.12.2016 14:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!