СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Среди семи чудес света есть восьмое — ребёнок играющий, ребёнок творящий. Задача нас взрослых педагогов — не только сохранить хрупкий мир ребёнка, но и помочь более естественно, безболезненно перейти от подсознательного моделирования мира в его многообразии к осознанным деяниям. Только тогда состоится личность, и возможен подъём на более высокий духовный уровень.
Ю.П. Юкечев.
Актуальность
Сольфеджио и музыкальная литература в дополнительном образовании детей изучаются не только для того, чтобы помочь маленькому человеку стать немного музыкантом — исполнителем, пусть на любительском уровне; главное, — для того, чтобы полюбить музыку. К сожалению, на уроках сольфеджио часто подтверждается изречение, что от любви к ненависти всего один шаг. Дети, в основном, не любят сольфеджио за сложность и непонятность теоретических правил, трудность домашних заданий, и,за непонятность сути предмета
И учащиеся детских музыкальных школ,и подростки музыкальных училищ в своём большинстве считают самыми неинтересными и нелюбимыми предметами сольфеджио и теорию музыки.Отчего это происходит ?Причин тут несколько.Помимо трудностей возрастного характера увеличивается объём информации, требующей освоения.Сплошь и рядом сталкиваешься с тем, что педагоги заставляют записывать огромное количество правил.Это утомляет и раздражает ребят, отнимает массу времени на уроке,обрекая на нелюбовь к предмету, отбивая желание учиться музыке вообще.
Я работаю педагогом сольфеджио в школе при оркестре им.П.И.Смирнова Дворца учащейся молодёжи города Санкт-Петебурга.При разработке программы мне очень помог 20 летний стаж преподавания хора и вокала для студентов и школьников.То,что каждый урок сольфеджио должен быть немного праздником,особенно для начинающих музыкантов-является моим твёрдым убеждением.
В первые годы обучения важный момент — присутствие родителей на занятиях. Родители, дедушки — большая помощь педагогу. Ведь они полны самых радужных ожиданий по поводу дальнейшей судьбы своего любимого чада, они в этот период готовы на жертвы со своей стороны во имя маленького человечка, который впервые в жизни переступает порог образовательного заведения.
«Никогда нельзя воспитать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.» Ж.Ж. Руссо.
Полноценным музыкантом может стать лишь тот, кто будет заниматься музыкой комплексно (по принципу синтеза): одновременно и теорией, и исполнительством, и композицией. Эти три вида музыкальной деятельности в добрые старые времена были связаны между собой, так что раньше каждый музыкант был «един в трех лицах»: и теоретик, и композитор, и исполнитель. Поэтому любой рядовой церковный органист, не говоря уже о великих – таких, как И. С. Бах, – мог с ходу сымпровизировать музыку любого характера, на любую заданную тему. Однако, начиная с середины прошлого века, произошло разделение труда: одни стали главным образом только сочинять , другие – исполнять , третьи – анализировать.
Не случайно наши современники, имеющие музыкальное образование, то есть закончившие школы, училища и даже консерватории, нередко не могут не только импровизировать, но даже гармонизовать за инструментом подчас простейшие мелодии.
Разумеется, дело тут не в том, что кому-то не хватает ума или таланта. Дело в том, что современных музыкантов учат в основном воспроизведению готового нотного текста. В то время как языка-то у них еще нет. Ведь они в устной форме, образно говоря, не могут связать даже двух нот: не умеют ни строить, ни тем более развивать музыкальный материал. Словом, они не умеют самого главного – «говорить» на языке музыкальном.
Итак, на вопрос: «Чему учить?» ответим: «Учить надо, прежде всего музыкальному языку, умению свободно «говорить», а затем уже – воспроизведению нотного текста
.Педагоги знают: некоторые темы в теории требуют не столько музыкальных, сколько зрительных ассоциаций и здесь очень помогают наглядные пособия и карточки тренирующего типа. Всё это ускоряет процесс освоения, снимает нервное напряжение. Особенно активизирует восприятие и пробуждает интерес к занятиям использование на уроках музыкально-дидактических игр.
Для чего дети пришли на музыкальные занятия? Да потому, что хотят стать артистами, выступать перед публикой, выслушивать похвалу в свой адрес. Они, конечно же, не представляют и сотой доли тех трудностей, что их ожидают при обучении музыки, ведь пока со словом музыка у дошкольников связаны самые приятные воспоминания: танцы, песни, игры в детском саду или дома. Заметьте, при этом маленького артиста только хвалили. Но настоящий успех даётся тяжким трудом, и ожидают юного музыканта не только похвала. А он — то этого ещё не знает, он к этому не готов! Поэтому на первых порах, а по возможности и в дальнейшем «подсластите горькую пилюлю», сохраните ощущение праздника при каждой встрече с музыкой! И сделать это можно в том случае, если ещё одним вашим союзником станет детская игра. На первых порах надо в прямом смысле слова всё делать играючи.
.Из личного опыта. О некоторых методических находках и приёмах.
Начинается первый урок в подготовительной группе с посвящения в артисты. Мы учимся выходить на сцену, кланяться публике, та в свою очередь аплодирует, маленький артист садится за рояль и начинает с педагогом играть ансамблем любую знакомую им песенку. Весь секрет заключается в том, что учитель показывает единственную клавишу, которую надо ритмично нажимать (квинту тональности исполняемой песенки), после исполнения ребёнок ещё раз должен поклониться и вернуться на своё место. Сначала дети не решаются выйти к роялю, но после первого исполнения все хотят играть, все бегут к роялю, на лицах — чувство радости и удовольствия. Очень важно, чтобы именно эти эмоции как можно чаще и как можно дольше испытывали дети от занятий музыкой на первом этапе обучения. Мы с вами прекрасно понимаем, что путь юного музыканта долог и сложен, будет и усталость и некоторые разочарования, поскольку сразу всё само по себе не получается, надо много и регулярно трудиться.Но истинный педагог будет стараться любой урок превратить в праздник.
Игра для развития школьников имеет колоссальное значение.
- У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворить.Что может быть прекраснее чувства радости, возникшего на уроке от общения с новым прекрасным миром или от узнавания я знаю! я понял!)?Игра побуждает ученика к самостоятельной и,главное, добровольной подготовке к уроку дома.Во время игры в классе никто не хочет быть хуже других. Дух соперничества,желание играть заставляют даже самых нерадивых повторить пройденное, хотя бы бегло.Игра снимает психологический барьер, возникающий при прохождении трудных тем.
В нашей системе дополнительного образования работает много талантливых педагогов,и они,без сомнения,могут придумать массу «изюминок»для лучшего запоминания обозначений
.Одним из направлений работы в методике преподавания сольфеджио является метод «Элементарного музицирования и движения».Слово,поддержанное выразительным жестом,движением воспринимается ребёнком как первооснова музыки ;с работы со словом и движением начинаются и ритмическое воспитание,и освоение нотной грамоты,и-главное –эмоциональное и творческое развитие детей.
Курс «Элементарное музицирование и движение»Карла Орфа, основные методы которого я систематически использую на своих занятиях,является развивающим, способствует формированию личности ребёнка с разных сторон. В процессе обучения развиваются основные психические функции: :восприятие(внимание),память,мышление, эмоции, воображение, воля, а также налаживаются необходимые межфункциональные связи.
Большое внимание уделяется физиологическому развитию и укреплению здоровья.В процессе урока ребёнок постоянно находится в движении, совершенствуются общая и мелкая моторика, координация, равновесие; вырабатываются навыки правильного дыхания, укрепляются и развиваются голосовые связки.
Активно формируются речевые навыки : артикуляция, речевое интонирование,расширяется словарный запас. Ребёнок учится владеть родным языком, приобщаясь к фольклору. Урок «Элементарного музицирования»-прежде всего урок музыки.Общение с художественно полноценным музыкальным материалом,активное оперирование элементами музыкального языка, умение сформировать музыкальную ткань способствуют развитию вкуса, развивают основные музыкальные способности: слух, ритм, музыкальную память. Каждый урок должен заключать в себе что нибудь новое для того, чтобы внимание учеников не утомлялось и их интерес не иссякал.
При планировании урока и подбирая музыкальный материал,преподавателю следует сделать подробный анализ и спланировать «шаги» урока:
-определить объём музыкально-теоретических сведений,которые должен получить и использовать в своей работе ребёнок;
-выбрать метод представления материала- имитационный(повторение и практика) или проблемный (через исследование, игру и импровизацию, сочинение).
уровень обучения.
Заметив ошибку,преподаватель может:
-среагировать прикосновением, взглядом или словами;
-дать позитивный пример;
Занятия элементарным музицированием и движением проводятся на различных этапах развития и обучения детей, с разной степенью осознания структуры музыкального языка.
При работе с учащимися важным становится «узнавание элементов музыкального языка- вплоть до теоретического определения, творческого оперирования ими в процессе создания многоголосной музыкальной ткани, до работы с нотной записью.
Преподавателям уроков сольфеджио хорошо известно,что при чтении с листа и написании диктантов дети часто делают ошибки в записи и чтении ритма,не узнавая характерные ритмические группы:
-четверть с точкой и восьмую;
-варианты сочетания шестнадцатых с восьмыми и четвертями;
-быстрый пунктир(восьмая с точкой и шестнадцатая).
Причина очевидна. На начальном этапе обучения (в 1-м классе)подробно прорабатываются простые ритмы,включающие четверти, восьмые и половинные ноты. Ребята успевают «наиграться» в эти ритмы, вжиться в них,и только после этого включается запись ритма. С более сложными ритмами ученики знакомятся бегло, односторонне-чаще всего только на уровне теоретического осознания.
Однако более сложные ритмические рисунки более интересны для творческого оперирования ими. Создавая ритмические партитуры,дети:
-выразительно интонируя текст,находят ostinato, включающие характерный ритм;
-используют контрритмы к нему;
-пользуются канонической имитацией.
«Звучащие жесты»,игровые комбинации шагов, создание и исполнение оркестровой партитуры способствуют телесному и слуховому «переживанию»характерного ритма, обостряют слуховое внимание и двигательную реакцию на полифоническое сочетание ритмических голосов, оркестрованных различными тембрами.
На занятиях подготовительной группы приходится заниматься самой будничной работой, довольно скучной и утомительной, малопривлекательной для детей своим однообразием и бесконечными повторениями — пение гамм, интервалов, попевок, определение на слух интервалов, мажорных и минорных трезвучий, функций трезвучий в тональности и т.д. Педагогическое мастерство должно проявиться в том, чтобы дети охотно выполняли все эти виды работ, не испытывая ни скуки, ни усталости. Это даже хорошо, что много видов работ используется на уроках! Шести, семилетние дети не могут долго выполнять одну работу, быстро утомляются. Назовём разновидности работ конкурсами. Скажем, конкурс первый: определение интервалов. Победителями стали все дети. Преподаватель играет марш, ученики, подпрыгивая, с поднятыми вверх кулачками обегают класс и садятся на свои места. Конкурс второй: на лучшего певца. Дети по очереди выходят к роялю, кланяются и поют известную песенку. Опять звучит марш и повторяется шествие победителей. Конкурс третий: сыграть на фортепиано от звука какой — либо интервал или трезвучие и т. д Урок при этом для малышей проходит быстро, незаметно и радостно.
Заключение
Наш педагогический почерк складывается из многих обстоятельств. И далеко не последнюю роль при этом играют наши детские впечатления. Конечно, современные дети немного другие, но эмоциональный настрой для них также важен. Они любят радоваться, а ведь музыка даёт столько поводов для радости, так, почему бы этим не воспользоваться?! Смешно звучит, но очень актуальный призыв ко многим преподавателям — теоретикам: пусть ещё одним вашим союзником в воспитании музыканта будет музыка!
© 2015, Радаева Светлана Владимировна 1264